А.Ч. написал(а):Ну и что же вы делаете с не стихийным благородством? Вы вытаптываете
его в своих детях и сладострастно лепечете об юношеском романтизме,
свободолюбии и жизнерадостности вообще, прежде вы так же разглагольствовали
о невинности, очаровании и поэтичности своих детей.
Януш Корчак "Как любить ребенка"
Я с большим любопытством встретил этих представителей молодого педагогического поколения. И К. Варская и Р. Ландсберг были завидно молоды, каждой не больше двадцати лет. К. Варская — очень хорошенькая полная блондинка, маленькая и подвижная; у нее нежный и тонкий румянец, какой можно сделать только акварелью. Все время сдвигая еле намеченные тонкие брови и волевым усилием прогоняя с лица то и дело возникающую улыбку, она учинила мне настоящий допрос:
— У вас есть педологический кабинет?
— Педологического кабинета нет.
— А как вы изучаете личность?
— Личность ребенка? — спросил я по возможности серьезно.
— Ну да. Личность вашего воспитанника.
— А для чего ее изучать?
— Как «для чего»? А как же вы работаете? Как вы работаете над тем, чего вы не знаете?
К. Варская пищала энергично и с искренней экспрессией и все время обороачивалась к подруге Р. Ландсберг, смуглая, с черными восхитительными косами, опускала глаза, снисходительно терпелива сдерживая естественное негодование.
— Какие доминанты у ваших воспитанников преобладают? — строго в упор спросила К. Варская.
— Если в колонии не изучают личность, то о доминантах спрашивать лишнее, — тихо произнесла Р. Ландсберг...
А.Макаренко. Отрывок из подцензурной части "Педагогической поэмы".