Посередине площади, уставив широкий упрямый грифельный лоб на фасад вокзала, точно желая его сдвинуть с места, стояла на пьедестале, расставив ноги, отвратительно толстая лошадь. На лошади тяжело сидел, опустив поводья, большой толстый царь с бородой как у дворника.
Посреди площади лежал огромный, красного порфира параллелепипед, нечто вроде титанического сундука. И на нем, мрачно проступая сквозь осенний питерский дождь, сквозь такой же питерский знобкий туман, сквозь морозную дымку зимы или ее густой, то влажный, то сухой и Колючий, снег, упершись рукой в грузную ляжку, пригнув чуть ли не к самым бабкам огромную голову коня-тяжеловоза туго натянутыми поводьями, сидел тучный человек в одежде, похожей на форменную одежду конных городовых; в такой, как у них, круглой барашковой шапке; с такой, как у многих из них, недлинной, мужицкого вида, бородой – "царь-миротворец" Александр Третий.
А это Л.В.Успенский, "Записки старого петербуржца".
Да... по поводу памятника работы Паоло Трубецкого с самого момента его открытия не ёрничал только ленивый. Большинство видели в нём скрытую карикатуру, сарказм, символ непроходимой тупости Александра III и царизма вообще, и дивились — как это царь утвердил такое? А мне вот этот памятник ужасно нравится, и вижу я в нём отнюдь не карикатуру, а образ былинного богатыря — воплощение силы и мужества России.
P.S. А споры о том, что делать с памятником, не утихают до сих пор...