12 непонятных слов из «Конька-горбунка»
Некоторые слова можно "вычислить", а некоторые для меня были загадкой. ))
Форум "Д и л и ж а н с ъ" |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Форум "Д и л и ж а н с ъ" » Литературные беседы » Какой язык теряем
12 непонятных слов из «Конька-горбунка»
Некоторые слова можно "вычислить", а некоторые для меня были загадкой. ))
12 непонятных слов из «Конька-горбунка»
На удивление, практически все слова мне оказались ясны. Вот про "плёс" - позабыл. Да и четверостишие было "вынуто" из контекста. А "решётников" в Москве традиционно называли "ворОтниками". По сей день сохранился храм преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках.
А о том, что "колокола льют" замечательно описано у Гиляровского:
"И любители роются в товаре и всегда находят что купить. Время от времени около этих рогож появляется владелец колокольного завода, обходит всех и отбирает обломки лучшей бронзы, которые тут же отсылает домой, на свой завод. Сам же направляется в палатки антикваров и тоже отбирает лом серебра и бронзы.
— Что покупаете? — спрашиваю как-то его.
— Серебряный звон!
Для Сухаревки это развлечение.
Колокол льют! Шушукаются по Сухаревке — и тотчас же по всему рынку, а потом и по городу разнесутся нелепые россказни и вранье. И мало того, что чужие повторяют, а каждый сам старается похлеще соврать, и обязательно действующее лицо, время и место действия точно обозначит.
— Слышали, утром-то сегодня? Под Каменным мостом кит на мель сел… Народищу там!
— В беговой беседке у швейцара жена родила тройню — и все с жеребячьими головами.
— Сейчас Спасская башня провалилась. Вся! И с часами! Только верхушку видать.
Новичок и в самом деле поверит, а настоящий москвич выслушает и виду не подает, что вранье, не улыбается, а сам еще чище что-нибудь прибавит. Такой обычай:
— Колокол льют!
Сотни лет ходило поверье, что чем больше небылиц разойдется, тем звонче колокол отольется. А потом встречаются:
— Чего ты назвонил (курсив мой - А.Ч.), что башня провалилась? Бегал — на месте стоит, как стояла!
— У Финляндского на заводе большой колокол льют! Ха-ха-ха! "
А.Ч.
Вот уж меня совсем не удивляет, что ты все слова знал. Во-первых, ты - историк, а во-вторых, много читаешь про ье времена. Я в свое время Гиляровского не осилила. Надо еще раз попробовать его прочитать.
Я в свое время Гиляровского не осилила.
Я удивлен. При чтении представь, будто я тебе рассказываю. Только аудиокнигу не бери.
Я в свое время Гиляровского не осилила. Надо еще раз попробовать его прочитать.
Обязательно попробуй, Катюша, "Москва и москвичи". Алексей правильно сказал, как будто хороший рассказчик за чашкой чая рассказывает тебе об ушедших временах.
Обязательно попробуй, Катюша, "Москва и москвичи". Алексей правильно сказал, как будто хороший рассказчик за чашкой чая рассказывает тебе об ушедших временах.
Согласен. Вещь!
А.Ч.
Marina
Вот сейчас дочитаю Шолом Алейхема и возьму Гиляровского.
Вы будете плакаль...
Коллега прислала цитату из сочинения:
"Дуб об который увиделся Андрей Балконский произвел на него жизнь"
Вы будете плакаль...
Коллега прислала цитату из сочинения:
"Дуб об который увиделся Андрей Балконский произвел на него жизнь"
Это типа перевод через гугль? )))))))))
Это типа перевод через гугль? )))))))))
Это написал ученик престижной элитной и очень платной московской гимназии. Отчистого значицца серца!
Поведаю еще одну историю из той же гимназии. Там крутятся такие деньги, что могут себе позволить после ознакомления с «Преступлением и наказанием» позволить себе открытый урок в Санкт-Петербурге. То есть: вечером субботы весь класс, преподаватель и трое сопровождающих садятся на поезд, ночью – гостиница, утром у них заказан автобус с определенным (нерегулярным) экскурсионным маршрутом, день в городе, хороший обед, а вечером поезд обратно в Москву.
И я не против. Хорошо, если есть такая возможность. Пусть дети получают информацию визуальную и тактильную. Может быть, что-то и отложится в их головах.
Но дело не в этом.
На проблемном совете, который утверждает внешкольную работу второго полугодия моя коллега представила план экскурсии под названием: «Петербург глазами Достоевского». Тема известная и апробированная. Совет изучил «ключевые точки», общий маршрут, «проблемные темы» и утвердил. И тут…
Голос берет малолетняя дамочка, которая в гимназии занимает место «свободного консультанта по подростковой социализации», и объявляет:
- Все очень хорошо, но название экскурсии НЕ КРЕАТИВНО! Его следует переименовать! Пусть называется: «Дорогой Раскольникова»!
И все сразу поддержали. Видимо, этот «консультант» очень свободен…
И когда план подписали моя коллега (не буду называть имени) тихо спросила:
- А топоры брать?
Молчание было ей ответом.
А.Ч.
😁😁😁😁😁
Смешно, если бы не было так грустно. Моя коллега (говорю так, потому что вместе трудимся в ВШ не первый десяток лет) - филолог, кандидат наук, с академическим образованием старой школы, а ее, с позволения сказать "оппонент" если что-то и закончила, то "фигфак" Абхерестического института имени Вымени. Да и то сомнительно. Скорее всего купила на блошином рынке.
А.Ч.
Я про топоры больше посмеялась.
А если честно, то телевизор смотреть не могу - во всех передачах народ так безграмотно говорит, что с души воротит.
Ладно, умолкаю, а то "взорвусь, как триста тонн тротила".
А ты взорвись. Может, полегчает. А мы поддержим тебя.
А ты взорвись. Может, полегчает. А мы поддержим тебя.
Ох, да толку-то... Кому мы, грамотеи, нынче нужны?..
Кому мы, грамотеи, нынче нужны?..
О грамотеях можно поспорить, но если ты не один, тебя уже много.
О грамотеях можно поспорить
А чего тут спорить, вот совсем свежая коллизия. "Не высовывайся", да и всё тут. Здесь мы, конечно, можем поворчать, отвести, так сказать, душу...
Ну, хотя бы... Каждый раз, когда еду в метро и слышу (а также вижу на окнах) призыв "уступать места лицам пожилого возраста", меня охватывает жгучее желание взять автора этой сентенции за загривок и лупить "мордой об стол" до образования на месте физиономии однородной кровавой массы. А просто сказать "пожилым людям" — никак?! Не говоря уж о том, что возраст не бывает "пожилым", а бывает исключительно "преклонным", а "пожилым" может быть только человек.
Ох, грехи наши тяжкие...
Ну, хотя бы... Каждый раз, когда еду в метро и слышу (а также вижу на окнах) призыв "уступать места лицам пожилого возраста", меня охватывает жгучее желание взять автора этой сентенции за загривок и лупить "мордой об стол" до образования на месте физиономии однородной кровавой массы. А просто сказать "пожилым людям" — никак?! Не говоря уж о том, что возраст не бывает "пожилым", а бывает исключительно "преклонным", а "пожилым" может быть только человек.
Это, дядя Вова, проблема. Когда я был маленьким крокодилом и лазил по пожарным лестницам в ходу было очевидное и устойчивое словосочетание: "люди старшего возраста" По крайней мере в в московском метро так объявляли: "Уступайте места пассажирам с детьми, беременным женщинам и людям старшего возраста" . На мой скромный взгляд все четко обозначалось. И грамотно. Как мне кажется.
Люблю смотреть видео от "училки" Татьяны Гартман, которая в лёгкой форме подсказывает и учит говорить правильно.
Вы здесь » Форум "Д и л и ж а н с ъ" » Литературные беседы » Какой язык теряем