Vladimir_S написал(а):— И никого, кто мог бы обучить их. Сокольничие вымирают. Я один еще владею искусством соколиной охоты. После меня все будет кончено.
Но милосердый нрав царя не переступал, однако ж, границ той мягкости и слабосердия, которые хотя и почитаются иногда за добродетель, но в сущности происходят скорее от душевной лени, чем от истинно добрых качеств сердца. Царь Алексей Михайлович был любителен и грозен, был милостив и строг, строг особенно там, где требовалось исполнение обязанностей, исполнение долга. Во время частых выездов своих из Москвы он очень заботился о безопасности семейства, о бережении дворца, в котором, по обыкновению, для сторожи на лестницах и у всех входов дневали и ночевали дети боярские. Однажды по этому поводу писал он к Матюшкину: «И ты прикажи диаку Петру Арбеневу моим словом про детей боярских, по сколку у них наряжают человек на лестницу, и они б отнюдь не отходили, разве для нужды; да и то мол (молвь) Петру, чтоб сам почасту их днем и ночью смотрел, таки ль все тут, да и сам ты смотри их почасту; да прикажи и то ему: а которова не будет, и он бы на смерть сек батоги; да и истопничим мол, чтоб и у них бережно было и пьяных бы не было, а за пьянство бы на смерть били...». Поручив свою любимую потеху – соколов – Матюшкину и Голохвастову, своим сверстникам по воспитанию, и зная, что успех каждого дела зависит от совета и любви между исполнителями, а, может быть, подозревая и вражду между ними, он пишет к ним: «да однолишно б вам с Васильем для Бога и для меня быть в совете и любви; а будет вы Бога и меня не послушаете, и вы да будете проклят в сей век и в будущий... И сокольником приказать, чтоб они так же были в совете меж себя и в дружбе и раздору б меж их не было никакова».
В том же письме, давая подробные наставления, как лучше промышлять соколами, то есть как ухаживать за ними, беречь их и учить, выдерживать, царь заключает: «Я тепере кладуся на вас во всем, как лутче так и делайте; а будет вашим небрежением адарь или мурат (имена птиц), или булат, или стреляй или лихач или салтан умрут: и вы и меня не встречайте, а сокольщиков всех велю кнутом перепороть, а если убережете, и вас милостиво пожалую, а сокольников также пожалую». Как бы ни казались грозными эти повеления, мы все-таки должны повторить, что строгость царя не была следствием жестокого нрава, которого он не имел; она вытекала из его понятий о правде и порядке, которых он искал всюду и в больших и в малых делах, во всякой вещи, желая, чтоб никакой вещи без благочиния и устроения не было.
И. Е. Забелин "Черты русской жизни в XVII столетии"