А.Ч. написал(а):Крысы! Ох уж эти крысы!.. Их было много, они обступали его, придвигались все ближе и ближе…
— То, что ужаснее всего на свете, — пояснил О’Брайен, — у всех разное. Кто-то боится быть похороненным заживо или посаженным на кол, погибнуть в огне или утонуть... способов казни существует предостаточно. Некоторые боятся чего-то вполне банального, даже несмертельного.
Он чуть отступил в сторону, и Уинстон увидел, что стоит на столике. Прямоугольная проволочная клетка с ручкой для переноски наверху. К передней части крепилась штука, похожая на фехтовальную маску, вогнутой стороной внутрь. Даже на расстоянии трех-четырех метров Уинстон разглядел, что клетка делится на две части и в каждой кто-то копошится. Крысы.
— В вашем случае, — заметил О’Брайен, — самое ужасное на свете — крысы.
Уинстон содрогнулся, едва внесли клетку, и предчувствие не обмануло. Он сразу сообразил, для чего нужна маска, и его точно ударили под дых.
— Не надо! — вскрикнул он высоким, надтреснутым голосом. — Только не это! Только не это!
— Помните, — осведомился О’Брайен, — миг паники в своем кошмаре? Вы стоите перед стеной мрака, в ушах рев. За стеной что-то ужасное. Вы всегда знали, что там, но не отваживались себе признаться. Там были крысы, Уинстон.
— О’Брайен! — воскликнул Уинстон, пытаясь унять дрожь в голосе. — Вы же знаете, что это лишнее. Чего еще вы от меня хотите?
От прямого ответа О’Брайен уклонился. Он задумчиво посмотрел в даль и заговорил тоном школьного учителя, словно обращаясь к невидимой аудитории за спиной Уинстона:
— Случается, одной боли недостаточно. Некоторые люди способны терпеть боль до самой смерти. Однако у всех есть то, что для них невыносимо. Мужество и трусость тут ни при чем. Если падаешь с высоты, то схватиться за веревку не трусость. Если выныриваешь из воды, то наполнить легкие воздухом не трусость. Это всего лишь инстинкт, который нельзя подавить. То же самое и с крысами. Для вас они невыносимы. Такого давления вы не в силах выдержать, даже если захотите. Вы сделаете все, что от вас потребуют.
Джордж Оруэлл, "1984"