Название темы звучит почти скандально. Все могут вспомнить немало совершенно ужасных произведений на эту тему. А ведь начиналось все просто прекрасно! Все помнят блистательную книгу Марка Твена "Янки при дворе короля Артура". Книга стала основой не только попаданческой литературы, но и прогрессорской, а ведь Твен писал отнюдь не об этом. А еще более ранний Гуливер? Первоначально попаданчество использовалось исключительно для сатиры, затем для того, чтобы порадовать читателей приключениями без особой мысли.
В отечественной литературе долгое время попаданческая тема развивалась исключительно в детской литературе и кино. Герой мог попасть в мир литературных персонажей, в учебник, в прошлое, на другую планету -- да мало ли куда, если это полезно для познания... А потом попаданцы проникли и в литературу для взрослых.
По месту попадания литературу можно разделить на попадание в прошлое, в будущее, в другой/параллельный мир. На попадание в реальные миры и в миры фэнтези.
По способу попадания -- на попадание в своем реальном теле и вселение в сознание другого человека.
Различается и настроение попадания) Это могут быть обычные приключения, за которыми не стоит искать каких-то идей. Попытки описать человека в чужом мире. Сказки. Любовные романы. Книги-реванш. Социальная литература.
И все это называется не слишком красивым словом "попадалово". Есть что обсудить, не правда ли?
Попаданцы
Сообщений 1 страница 20 из 64
Поделиться119.09.2014 13:56:54
Поделиться219.09.2014 18:38:06
А еще более ранний Гуливер?
Но попаданец ли Гулливер? "Попаданческий" жанр, прежде всего предполагает чудесный/высоконаучный перенос тела/сознания в другое место, время,измерение. Это, т.с. "отправная точка".
Гулливер же во всех точках своего путешествия, как бы фантастично они не выглядели, оказывается достаточно естественным, последовательным образом. Даже и на Лапуте он оказывается вполне "тривиальным" образом: с помощью цепи с прикрепленным сиденьем.Не считать же кораблекрушение и дальнейшую потерю сознания героем неким "попаданчеством"? Те более, что в "родную действительность" Гулливер возвращается, опять же, "на своих двоих".
Да и Свифт не позиционировал своего героя, как "попаданца". В отличие от тех авторов, которые ставят акцент (и обыгрывают сюжетно) именно на попадании героя в иное место и время.
Поделиться319.09.2014 19:11:14
Но попаданец ли Гулливер? "Попаданческий" жанр, прежде всего предполагает чудесный/высоконаучный перенос тела/сознания в другое место, время,измерение. Это, т.с. "отправная точка".
Мне кажется, главное не это, а то, что герой оказывается в чужих мирах.
Да и Свифт не позиционировал своего героя, как "попаданца".
В то время еще не было такого термина. Та же ситуация с фэнтези -- явление появилось раньше определения.
Поделиться419.09.2014 19:20:51
Мне кажется, главное не это, а то, что герой оказывается в чужих мирах.
В то время еще не было такого термина. Та же ситуация с фэнтези -- явление появилось раньше определения.
Ну, таким образом "попаданцами" смело можно считать Энкиду, Орфея, Тангейзера. Да и всех мифологических и литературных персонажей каким-либо образом оказавшихся (временно, или на постоянной основе) в неких "небесных чертогах", "подземном царстве", или на "острове Авалон"
Поделиться519.09.2014 19:24:15
Ну, таким образом "попаданцами" смело можно считать Энкиду, Орфея, Тангейзера.
Естественно. Ведь попадание в каждой эпохе свое. И надо сказать, что "попадание" входит в те самые 36 ситуаций, которые филологи насчитали в литературе -- свой среди чужих (наиболее частое) и чужой среди своих (достаточно редкое).
Поделиться622.09.2014 13:46:28
Я мало читал попаданческой литературы, но что мне запомнилось: в обоих книгах был Сталин, а этого литературного героя я рассматриваю в двух ипостасях. "Хороший Сталин" и "Плохой Сталин".
В обоих книгах Сталин был "хорошим".))
Поделиться725.09.2014 22:49:41
Я мало читал попаданческой литературы, но что мне запомнилось: в обоих книгах был Сталин
Скорее всего, книги-реванши. Интересны не столько в качестве литературных произведений, сколько в качестве отражения общественных комплексов.
Поделиться825.09.2014 22:55:35
Скорее всего, книги-реванши. Интересны не столько в качестве литературных произведений, сколько в качестве отражения общественных комплексов.
Определимся всё-таки? "Попаданчество": что это? В формате данной темы? "Каждой эпохе свое"? Или "книги-реванши"?
О чем, бишь, говорим?
Поделиться925.09.2014 23:04:05
А.Ч., о том, что попаданчество многообразно и различается по месту, времени, способу попадания/вселения, настроению и пр.
Есть попаданчество, которое дает вам возможность просто отдохнуть -- без особых идей.
Есть попаданчество-эксперимент, попытка ответить на вопрос "А что если?"
Есть попаданчество образовательное -- как правило, в детской и подростковой литературе.
Есть попаданчество утешительное, призванное не просто врачевать раны читателя, как правило социальные, но и наказать (хотя бы в книге) всех супостатов. Это и есть -- книги-реванши. Популярны стали исключительно в последнее десятилетие. Собственно, раньше их и не было.
Поделиться1025.09.2014 23:07:28
А.Ч., о том, что попаданчество многообразно и различается по месту, времени, способу попадания/вселения, настроению и пр.
Есть попаданчество, которое дает вам возможность просто отдохнуть -- без особых идей.
Есть попаданчество-эксперимент, попытка ответить на вопрос "А что если?"
Есть попаданчество образовательное -- как правило, в детской и подростковой литературе.
Есть попаданчество утешительное, призванное не просто врачевать раны читателя, как правило социальные, но и наказать (хотя бы в книге) всех супостатов. Это и есть -- книги-реванши. Популярны стали исключительно в последнее десятилетие. Собственно, раньше их и не было.
Все определения подходят и к любому другому литературному жанру. Стало быть, все сводится к известному критерию: "цепляет" - не "цепляет". Форма, жанр, стиль и год издания - вторичны.
Отредактировано А.Ч. (25.09.2014 23:08:25)
Поделиться1125.09.2014 23:08:44
Все определения подходят и к любому другому литературному жанру.
Нет, не подходят. В попадалове надо все же ПОПАСТЬ куда-то.
Кстати, жанр -- это несколько иное
Поделиться1225.09.2014 23:13:22
Нет, не подходят. В попадалове надо все же ПОПАСТЬ куда-то.
Кстати, жанр -- это несколько иное
Мы уже (выше) об это говорили. Всякий "идущий" ("делающий", "совершающий") неизбежно "попадает". В новое. состояние, место, ситуацию. "Фантасмагорист" Гамлет - чем не попаданец?
Поделиться1325.09.2014 23:16:42
Всякий "идущий" ("делающий", "совершающий") неизбежно "попадает".
Здесь еще требуется определенная неподготовленность персонажа или случайность попадания. Просто путешествие становится попаданием лишь при определенных условиях. Или же требуется попадание в мир/общество, принципиально отличающееся от мира/общества персонажа. Так что Гамлет не попаданец, он в родном мире, пусть ему и неприятном.
Отредактировано Ортанс (25.09.2014 23:17:56)
Поделиться1425.09.2014 23:19:42
Здесь еще требуется определенная неподготовленность персонажа или случайность попадания. Просто путешествие становится попаданием лишь при определенных условиях.
Во всяком сюжете есть "искривление", "вдруг", "загадка", "интрига"... Вот и условия.
Поделиться1525.09.2014 23:22:51
В данном случае "вдруг" слишком грандиозно
Поделиться1625.09.2014 23:24:48
Кстати, "Затерянный мир" Конан Дойля вряд ли можно отнести к попадалову -- там персонажи примерно знали, к чему стремятся, а вот "Маракотова бездна", пожалуй, все же попадание.
Поделиться1725.09.2014 23:34:31
Кстати, "Затерянный мир" Конан Дойля вряд ли можно отнести к попадалову -- там персонажи примерно знали, к чему стремятся.
Знали к чему СТРЕМЯТСЯ, не знали куда ПОПАДУТ. Вот вам и "вдруг". Грандиознее не придумать (в контексте произведения).
Поделиться1825.09.2014 23:37:48
Знали к чему СТРЕМЯТСЯ, не знали куда ПОПАДУТ.
Почему же? Основные предположения профессора Челленджера подтвердились. Остальное -- издержки любой экспедиции, ничего из ряда вон выходящего.
Поделиться1925.09.2014 23:41:29
Почему же? Основные предположения профессора Челленджера подтвердились. Остальное -- издержки любой экспедиции, ничего из ряда вон выходящего.
Чуть утрируя: "Пошли за "археоптериксом", наткнулись на "тиранозавра". Ничего из ряда вон выходящего."
Вот и "зигзаг", "искривление".
Поделиться2025.09.2014 23:58:41
Чуть утрируя: "Пошли за "археоптериксом", наткнулись на "тиранозавра". Ничего из ряда вон выходящего."
Но они ведь так и так искали ископаемую живность. Нашли несколько больше, но ведь за этим и шли.
В Маракотовой же бездне нашли то, на что в принципе не могли рассчитывать.