Форум "Д и л и ж а н с ъ"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Попаданцы

Сообщений 1 страница 20 из 64

1

Название темы звучит почти скандально. Все могут вспомнить немало совершенно ужасных произведений на эту тему. А ведь начиналось все просто прекрасно! Все помнят блистательную книгу Марка Твена "Янки при дворе короля Артура". Книга стала основой не только попаданческой литературы, но и прогрессорской, а ведь Твен писал отнюдь не об этом. А еще более ранний Гуливер? Первоначально попаданчество использовалось исключительно для сатиры, затем для того, чтобы порадовать читателей приключениями без особой мысли.
В отечественной литературе долгое время попаданческая тема развивалась исключительно в детской литературе и кино. Герой мог попасть в мир литературных персонажей, в учебник, в прошлое, на другую планету -- да мало ли куда, если это полезно для познания... А потом попаданцы проникли и в литературу для взрослых.
По месту попадания литературу можно разделить на попадание в прошлое, в будущее, в другой/параллельный мир. На попадание в реальные миры и в миры фэнтези.
По способу попадания -- на попадание в своем реальном теле и вселение в сознание другого человека.
Различается и настроение попадания) Это могут быть обычные приключения, за которыми не стоит искать каких-то идей. Попытки описать человека в чужом мире. Сказки. Любовные романы. Книги-реванш. Социальная литература.
И все это называется не слишком красивым словом "попадалово". Есть что обсудить, не правда ли?

+1

2

Ортанс написал(а):

А еще более ранний Гуливер?

Но попаданец ли Гулливер? "Попаданческий" жанр, прежде всего предполагает чудесный/высоконаучный перенос тела/сознания в другое место, время,измерение. Это, т.с. "отправная точка".
Гулливер же во всех точках своего путешествия, как бы фантастично они не выглядели, оказывается достаточно естественным, последовательным образом. Даже и на Лапуте он оказывается вполне "тривиальным" образом: с помощью цепи с прикрепленным сиденьем.Не считать же кораблекрушение и дальнейшую потерю сознания героем неким "попаданчеством"? Те более, что в "родную действительность" Гулливер возвращается, опять же, "на своих двоих".
Да и Свифт не позиционировал своего героя, как "попаданца". В отличие от тех авторов, которые ставят акцент (и обыгрывают сюжетно) именно на попадании героя в иное место и время.

0

3

А.Ч. написал(а):

Но попаданец ли Гулливер? "Попаданческий" жанр, прежде всего предполагает чудесный/высоконаучный перенос тела/сознания в другое место, время,измерение. Это, т.с. "отправная точка".

Мне кажется, главное не это, а то, что герой оказывается в чужих мирах.

А.Ч. написал(а):

Да и Свифт не позиционировал своего героя, как "попаданца".

В то время еще не было такого термина. Та же ситуация с фэнтези -- явление появилось раньше определения.

0

4

Ортанс написал(а):

Мне кажется, главное не это, а то, что герой оказывается в чужих мирах.
В то время еще не было такого термина. Та же ситуация с фэнтези -- явление появилось раньше определения.

Ну, таким образом "попаданцами" смело можно считать Энкиду, Орфея, Тангейзера. Да и всех мифологических и литературных персонажей каким-либо образом оказавшихся (временно, или на постоянной основе) в неких "небесных чертогах", "подземном царстве", или на "острове Авалон"

0

5

А.Ч. написал(а):

Ну, таким образом "попаданцами" смело можно считать Энкиду, Орфея, Тангейзера.

Естественно. Ведь попадание в каждой эпохе свое. И надо сказать, что "попадание" входит в те самые 36 ситуаций, которые филологи насчитали в литературе -- свой среди чужих (наиболее частое) и чужой среди своих (достаточно редкое).

0

6

Я мало читал попаданческой литературы, но что мне запомнилось: в обоих книгах был Сталин, а этого литературного героя я рассматриваю в двух ипостасях. "Хороший Сталин" и "Плохой Сталин".
В обоих книгах Сталин был "хорошим".))

0

7

Inclair написал(а):

Я мало читал попаданческой литературы, но что мне запомнилось: в обоих книгах был Сталин

Скорее всего, книги-реванши. Интересны не столько в качестве литературных произведений, сколько в качестве отражения общественных комплексов.

0

8

Ортанс написал(а):

Скорее всего, книги-реванши. Интересны не столько в качестве литературных произведений, сколько в качестве отражения общественных комплексов.

Определимся всё-таки? "Попаданчество": что это? В формате данной темы? "Каждой эпохе свое"? Или "книги-реванши"?
О чем, бишь, говорим?

0

9

А.Ч., о том, что попаданчество многообразно и различается по месту, времени, способу попадания/вселения, настроению и пр.
Есть попаданчество, которое дает вам возможность просто отдохнуть -- без особых идей.
Есть попаданчество-эксперимент, попытка ответить на вопрос "А что если?"
Есть попаданчество образовательное -- как правило, в детской и подростковой литературе.
Есть попаданчество утешительное, призванное не просто врачевать раны читателя, как правило социальные, но и наказать (хотя бы в книге) всех супостатов. Это и есть -- книги-реванши. Популярны стали исключительно в последнее десятилетие. Собственно, раньше их и не было.

0

10

Ортанс написал(а):

А.Ч., о том, что попаданчество многообразно и различается по месту, времени, способу попадания/вселения, настроению и пр.
Есть попаданчество, которое дает вам возможность просто отдохнуть -- без особых идей.
Есть попаданчество-эксперимент, попытка ответить на вопрос "А что если?"
Есть попаданчество образовательное -- как правило, в детской и подростковой литературе.
Есть попаданчество утешительное, призванное не просто врачевать раны читателя, как правило социальные, но и наказать (хотя бы в книге) всех супостатов. Это и есть -- книги-реванши. Популярны стали исключительно в последнее десятилетие. Собственно, раньше их и не было.

Все определения подходят и к любому другому литературному жанру. Стало быть, все сводится к известному критерию: "цепляет" - не "цепляет". Форма, жанр, стиль и год издания - вторичны.

Отредактировано А.Ч. (25.09.2014 23:08:25)

0

11

А.Ч. написал(а):

Все определения подходят и к любому другому литературному жанру.

Нет, не подходят. В попадалове надо все же ПОПАСТЬ куда-то.

Кстати, жанр -- это несколько иное :)

0

12

Ортанс написал(а):

Нет, не подходят. В попадалове надо все же ПОПАСТЬ куда-то.
Кстати, жанр -- это несколько иное

Мы уже (выше) об это говорили. Всякий "идущий" ("делающий", "совершающий") неизбежно "попадает". В новое. состояние, место, ситуацию. "Фантасмагорист" Гамлет - чем не попаданец?

0

13

А.Ч. написал(а):

Всякий "идущий" ("делающий", "совершающий") неизбежно "попадает".

Здесь еще требуется определенная неподготовленность персонажа или случайность попадания. Просто путешествие становится попаданием лишь при определенных условиях. Или же требуется попадание в мир/общество, принципиально отличающееся от мира/общества персонажа. Так что Гамлет не попаданец, он в родном мире, пусть ему и неприятном.

Отредактировано Ортанс (25.09.2014 23:17:56)

0

14

Ортанс написал(а):

Здесь еще требуется определенная неподготовленность персонажа или случайность попадания. Просто путешествие становится попаданием лишь при определенных условиях.

Во всяком сюжете есть "искривление", "вдруг", "загадка", "интрига"... Вот и условия.

0

15

В данном случае "вдруг" слишком грандиозно :)

0

16

Кстати, "Затерянный мир" Конан Дойля вряд ли можно отнести к попадалову -- там персонажи примерно знали, к чему стремятся, а вот "Маракотова бездна", пожалуй, все же попадание.

0

17

Ортанс написал(а):

Кстати, "Затерянный мир" Конан Дойля вряд ли можно отнести к попадалову -- там персонажи примерно знали, к чему стремятся.

Знали к чему СТРЕМЯТСЯ, не знали куда ПОПАДУТ. Вот вам и "вдруг". Грандиознее не придумать (в контексте произведения).

0

18

А.Ч. написал(а):

Знали к чему СТРЕМЯТСЯ, не знали куда ПОПАДУТ.

Почему же? Основные предположения профессора Челленджера подтвердились. Остальное -- издержки любой экспедиции, ничего из ряда вон выходящего.

0

19

Ортанс написал(а):

Почему же? Основные предположения профессора Челленджера подтвердились. Остальное -- издержки любой экспедиции, ничего из ряда вон выходящего.

Чуть утрируя: "Пошли за "археоптериксом", наткнулись на "тиранозавра". Ничего из ряда вон выходящего."
Вот и "зигзаг", "искривление".

0

20

А.Ч. написал(а):

Чуть утрируя: "Пошли за "археоптериксом", наткнулись на "тиранозавра". Ничего из ряда вон выходящего."

Но они ведь так и так искали ископаемую живность. Нашли несколько больше, но ведь за этим и шли.
В Маракотовой же бездне нашли то, на что в принципе не могли рассчитывать.

0