Форум "Д и л и ж а н с ъ"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум "Д и л и ж а н с ъ" » Литературные беседы » Всяческая музыка в литературе


Всяческая музыка в литературе

Сообщений 41 страница 60 из 191

41

Чтобы жить в этом мире, нам все время необходимо музыкальное сопровождение какого-нибудь оркестра. На переднем плане. Это маленький танцевальный оркестр. Он все время играет твою собственную тему... В которой есть несколько постоянно повторяющихся рефренов. Снова и снова повторяются номер нашего банковского счета, наши детские воспоминания, наши пин-коды, голоса отца и матери. Светло-зеленые строфы, которые, как мы надеемся. станут нашим будущим. Темный шум, который - как мы совершенно обоснованно предполагаем - становится для нас реальной действительностью. Он звучит без перерыва, он звучит словно биение сердца... Но когда новый звук достигает твоих ушей, ты вдруг понимаешь, что, оказывается, ты до этого все время стоял спиной к настоящему концертному залу. Все мы пребываем в каком-то фойе. Где нам остается лишь догадываться, что поблизости играет настоящий оркестр. А вот этот звук - уже один только амбушюр к звуку из настоящего концертного зала - заглушает Мессу си-минор. Словно шепот на ветру. Этот звук заставляет умолкнуть любую боевую тревогу. Он заглушает музыку сфер. Он устраняет все звуки действительности. И одновременно с тем, как ты слышишь его, ты начинаешь понимать и какова будет цена билета. Когда дверь в этот зал отворяется, ты обнаруживаешь, что очень может быть - ты ошибался... Если ты хочешь попасть в зал, то это станет самым дорогим билетом на концерт, который кто-либо когда-либо покупал. Это будет стоить тебе звука твоей собственной системы.

Питер Хёг  "Тишина"

0

42

Но клавиши – я любила: за черноту и белизну (чуть желтизну!), за черноту, такую явно, – за белизну (чуть желтизну!), такую тайно-грустную, за то, что одни широкие, а другие узкие (обиженные!), за то, что по ним, не сдвигаясь с места, можно, как по лестнице, что эта лестница – из-под рук! – и что от этой лестницы сразу ледяные ручьи – ледяные лестницы ручьев вдоль спины – и жар в глазах – тот самый жар в долине Дагестана из Андрюшиной хрестоматии.
И за то, что белые, при нажиме, явно веселые, а черные – сразу грустные, верно – грустные, настолько верно, что, если нажму – точно себе на глаза нажму, сразу выжму из глаз – слезы.
И за самый нажим: за возможность, только нажав, сразу начать тонуть, и, пока не отпустишь, тонуть без конца, без дна, – и даже когда отпустишь!
За то, что с виду гладь, а под гладью – глубь, как в воде, как в Оке, но глаже и глубже Оки, за то, что под рукой – пропасть, за то, что эта пропасть – из-под рук, за то, что, с места не сходя, – падаешь вечно.
За вероломство этой клавишной глади, готовой раздаться при первом прикосновении – и поглотить.
За страсть – нажать, за страх – нажать: нажав, разбудить – всё. (То же самое чувствовал, в 1918 году, каждый солдат в усадьбе.)
И за то, что это – траур: материнская, в полоску блузка того конца лета, когда следом за телеграммой: «Дедушка тихо скончался» – явилась и она сама, заплаканная и все же улыбающаяся, с первым словом ко мне: «Муся, тебя дедушка очень любил».
За прохладное «ivoire», мерцающее «Elfenbein», баснословное «слоновая кость» (как слона и эльфа – совместить?).
(И – детское открытие: ведь если неожиданно забыть, что это – рояль, это просто – зубы, огромные зубы в огромном холодном рту – до ушей. И это рояль – зубоскал, а вовсе не Андрюшин репетитор Александр Павлович Гуляев, которого так зовет мать за вечное хохотание. И зубоскал совсем не веселая, а страшная вещь.)
За «клавиатуру» – слово такое мощное, что ныне могу его сравнить только с вполне раскрытым крылом орла, а тогда не сравнивала ни с чем.
За «хроматическую гамму» – слово, звучавшее водопадом горного хрусталя, за хроматическую гамму, которую я настолько лучше понимала, чем грамматическое – что бы ни было, которого и сейчас не понимаю, с которого-то и перестаю понимать. За хроматическую, которую я сразу предпочла простой: тупой: сытой: какой-то нянькиной и Ванькиной. За хроматическую, которая тут же, никуда не уходя, ни вправо ни влево, а только вверх, настолько длиннее и волшебное простой, насколько длиннее и волшебное наша тарусская «большая дорога», где можно пропасть за каждым деревом – Тверского бульвара от памятника Пушкина – до памятника Пушкина.
За то, что – это я сейчас говорю – Хроматика есть целый душевный строй, и этот строй – мой. За то, что Хроматика – самое обратное, что есть грамматике, – Романтика. И Драматика.
Эта Хроматика так и осталась у меня в спине.
Больше скажу: хроматическая гамма есть мой спинной хребет, живая лестница, по которой все имеющее во мне разыграться – разыгрывается. И когда играют – по моим позвонкам играют.

Марина Цветаева  "Мать и музыка"

0

43

— Ты знаешь, что Бах потерял малолетнюю дочь, а потом трех сыновей, а потом и жену, Марию-Барбару? — говорит Натан. — Знаешь?
Я вздыхаю и прихожу в себя.
— Нет.
— Потом они со второй женой, Анной-Магдаленой, потеряли еще четырех дочек и трех сыновей. Одиннадцать любимых детей.
Он их всех похоронил. Одиннадцать, да?
— Что вы хотите сказать, Натан? Что одиннадцать — это больше, чем один? И я не вправе?..
— Многие исследователи задавались вопросом: как Бах сумел пережить эти утраты? Почему не перестал дышать, почему его сердце не остановилось? А главное — как он смог и дальше писать музыку? Кантаты, сюиты для виолончели, мессы, концерты… Самую прекрасную музыку, какую доводилось слышать миру. Знаешь, как он смог? Я тебе скажу.
— Ну и как?
— Нота за нотой.
— Да, только, Натан, вот в чем все дело: я не Бах. Никто больше не Бах.

Дженнифер Доннелли  "Революция"

0

44

Зал был небольшой, на мой пристрастный взгляд, даже тесный для симфонического концерта, зато обильно украшенный какой-то немыслимой и безвкусной золоченой лепниной. Когда стало понятно, что больше никто не придет – то есть через пять минут после третьего звонка, – свет начал гаснуть.
На мгновение в зале наступила полная тишина, тот миг, когда воздух замирает и твердеет, ожидая рождения музыки. И в эту тишину упала первая нота. Смычки коснулись струн, и по затаившему дыхание залу разнеслись позывные Рока. Скрипкам ответили трубы, грозное пение тромбонов, перекличка Четырех Всадников. Постепенно весь оркестр присоединялся к этому повторяющемуся сигналу, и вот уже простучали копыта барабанной дробью – знак, что близится основная тема.
Первой скрипкой был, видимо, студент, бледный юноша с сальными пейсами и клочьями перхоти на старательно отчищенном, но все равно неновом – видимо, одолженном взаймы – фраке. На второй минуте главной темы я был готов простить ему и пейсы, и перхоть. На пятой я окончательно уверился, что парень зарывает талант в землю. Ему бы следовало учиться в консерватории, играть в Императорской опере или давать сольные концерты по всему миру. «Апокалиптический» трудно исполнить плохо – такова уж особенность гениальных произведений, – но ничуть не легче сыграть так, чтобы каждая грань заиграла отдельно, рассыпая мелодические искры. Скрипачу это удалось.
А вот ударные меня разочаровали. Двадцать пятый опус Лорда – одно из немногих произведений, в которых можно услышать соло барабанщика, и исполнять его надо с чувством, с напором, с радостью, если можно так выразиться, вкладывая душу, а не отстукивая по хронометру. И все же, закрыв глаза, я видел коней, и дробный перестук копыт прокатывался по залу – вот-вот проломят стену всадники на белом коне, и рыжем, и вороном, и последний – на коне вслед, и ад следует за ним… и вот-вот раздастся голос: «Иди и смотри!»
Вторая часть концерта, как это бывает, мне не запомнилась – в ней не было, как в первой, все пронизывающей темы, только переливы сложного многоголосия, напоминающие одновременно кельтские мелодии и церковный распев. Слушатели как бы получали передышку в ожидании финала.
«Тай-ди-тай, тай-ди-та-ТАМ!» – вновь пропела труба, и – вот же штуки вытворяет память! – мне припомнились позывные нашей роты. Только рация наша потише пищала. Но в эту минуту я с недостижимой прежде ясностью понял, откуда черпал вдохновение для своего опуса Джон Лорд. Как вольнодумец Бетховен сохранил для потомков революционное буйство прошлого века – поднимитесь, миллионы! – так Лорд (не хочу сравнивать его с великими, но приходится) выразил в музыке уродливую красоту современной войны. В ровном, гулком ритме барабана мне слышался голос миномета, и при каждом ударе я вздрагивал, ожидая взрыва и летящих над головой осколков. А перед глазами вставал, как живой, полыхающий лес, подожженный ракетным залпом с винтокрыла, и над заливом Кука плыли клубы темного дыма…

Владимир Серебряков и Андрей Уланов "Из Америки – с любовью"

0

45

Ну-с, а теперь позвольте познакомить вас с Антонио Вивальди, человеком, написавшем 400 концертов. Или, как сказал Стравинский, один концерт, который он затем повторил 399 раз. (Налейте этому русскому рюмочку - его мнение разделяет немалое число людей; и то сказать, многие концерты Вивальди звучат несколько, ну... одинаково. По крайней мере последние 200)

Стивен Фрай  "Неполная и окончательная история классической музыки"

0

46

Принц не дотронулся до стаканчика, а повернулся к Хаукане и спросил:
     - Кто старейший музыкант в этом доме?
     - Манкара, - ответил хозяин, указывая на седого  мужчину,  присевшего
за служебный стол в углу.
     - Стар не телом, а годами, - сказал принц.
     - О, тогда это Дель, если его можно считать музыкантом.  Он  говорит,
что когда-то был им.
     - Кто это - Дель?
     - Мальчик при конюшне.
     - А, понятно. Пошли за ним.
     Хаукана хлопнул в ладоши и приказал  появившемуся  слуге  сходить  на
конюшню, привести грума в приличный вид и срочно доставить к обедающим.
     - Прошу тебя, не трудись приводить его в приличный вид, пусть  просто
придет сюда, - сказал принц.
     Он откинулся на сидении и ждал, закрыв  глаза.  Когда  грум  предстал
перед ним, он спросил мальчика:
     - Дель, какую музыку ты исполнял?
     - Ту, которую больше не хотят слушать брамины, - ответил мальчик.
     - Какой инструмент у тебя был?
     - Фортепьяно.
     - А мог бы ты сыграть на каком-нибудь из этих?  -  принц  показал  на
инструменты, стоявшие теперь на небольшой платформе у стены.
     Мальчик повернул к ним голову.
     - Я мог бы, вероятно, сыграть на флейте, если бы она у меня была.
     - Ты знаешь какие-нибудь вальсы?
     - Да.
     - Не сыграешь ли мне "Голубой Дунай"?
     Угрюмое выражение лица мальчика исчезло и  заменилось  смущением.  Он
бросил быстрый взгляд на Хаукану; тот кивнул.
     - Сиддхарта принц среди людей, он из Первых, - констатировал хозяин.
     - "Голубой Дунай" на флейте?
     - Если можешь.
     Мальчик пожал плечами.
     - Попробую. Это было страшно давно... Отнесись ко мне терпеливо.
     Он подошел к инструментам и прошептал что-то  собственнику  выбранной
им флейты. Человек кивнул. Мальчик поднес флейту к губам. Он дал несколько
пробных нот, сделал паузу, и началось трепетное движение вальса.  Пока  он
играл, принц пил свое вино.
     Когда мальчик  остановился  перевести  дух,  принц  сделал  ему  знак
продолжать. И  мальчик  играл  одну  запретную  мелодию  за  другой.  Лица
музыкантов-профессионалов выражали профессиональное презрение, но их  ноги
под столом постукивали в такт музыке.
     Наконец принц допил свое вино. Вечер  подступил  к  городу  Махартха.
Принц бросил мальчику кошелек, но из-за слез на глазах не видел, как  грум
вышел из зала. Затем принц встал, прикрывая ладонью зевок:
     - Я иду в свои комнаты, - сказал он своим людям. - Не проиграйте  тут
без меня свое наследие.
     Они засмеялись, пожелали ему спокойной ночи и заказали  себе  крепкой
выпивки и соленых бисквитов. Уходя, он услышал стук игральных костей.

Роджер Желязны "Бог Света"

0

47

Однажды Сталин заявил, что хочет послушать Концерт для фортепиано d-moll Моцарта. Трудно себе представить, как ему удалось объяснить, о каком произведении идет речь, но факт остается фактом — каким-то способом он дал это понять своим приближенным. Оказалось, однако, что у нас нет грамзаписи этого концерта, а ведь вождь требовал именно пластинку. Разумеется, последовал ответ:
— Сейчас сделаем, товарищ Сталин!
Исполнители приказа мигом помчались удовлетворять желание „отца народов“ — а пластинки нет!
Записи-то они не нашли, зато узнали, что этот Концерт исполняет пианистка Мария Юдина. Вызвали ее, организовали ночную запись. Дали ей неповторимую возможность выбрать дирижера. Она отклонила несколько кандидатур, не помню уже, кого в конце концов выбрала. Несложно понять, что все трудности были преодолены и утром была изготовлена пластинка в единственном экземпляре. Вождь мог вволю общаться с бессмертным искусством, за что велел выплатить пианистке гонорар в количестве скольких-то там тысяч рублей. В ответ он получил от нее письмо, в котором Юдина благодарила за оказанную ей честь, но деньги просила направить на восстановление одной из церквей, разрушенных в приступе атеистической истерии. При этом она добавила, что будет молиться за Иосифа Виссарионовича, чтобы ему были отпущены его грехи.

Кшиштоф Мейер  "Шостакович"

0

48

Она   вздрогнула,  откинулась,  замерла;   потом   резко   вскочила   с
головокружительно    падающим   сердцем,   вспыхнув   неудержимыми   слезами
вдохновенного потрясения. "Секрет" в это время огибал небольшой мыс, держась
к берегу  углом левого борта; негромкая  музыка лилась в голубом дне с белой
палубы  под огнем алого шелка;  музыка ритмических переливов,  переданных не
совсем удачно известными всем словами: "Налейте, налейте бокалы - и выпьем,
друзья,  за любовь"... - В  ее простоте,  ликуя, развертывалось  и рокотало
волнение.

Александр Грин "Алые паруса"

0

49

В мире творятся немыслимые безумства. В английских газетах сообщалось о концерте тишины, который дал однажды некий безвестный пианист. Шумная реклама сделала свое дело – в день концерта зал был полон. Виртуоз тишины садится за рояль и играет, но поскольку все струны сняты, не раздается ни единого звука. Люди в зале косятся друг на друга. Каждый ждет, что сделает сосед, и в результате вся аудитория сидит затаив дыхание. После двух часов гробовой тишины концерт оканчивается. Пианист встает и кланяется. Его провожают бурными аплодисментами. На следующий день виртуоз тишины рассказывает эту историю по телевизору и в заключение признается: «Я хотел посмотреть, как далеко простирается человеческая глупость; она безгранична»

Андре Моруа  "Открытое письмо молодому человеку о науке жить"

0

50

Я  теперь  знаю  нескольких  пленных, которые  довольно хорошо  говорят
по-немецки.  Один из них  -  музыкант,  он  рассказывает,  что  был когда-то
скрипачом в Берлине. Услыхав, что  я немного играю на рояле, он достает свою
скрипку и начинает играть. Остальные садятся и прислоняются спиной к ограде.
Он  играет стоя, порой лицо  его  принимает то отчужденное  выражение, какое
бывает  у  скрипачей,  когда они  закрывают глаза,  но  затем скрипка  снова
начинает ходить у него в руках, следуя за ритмом, и он улыбается мне.
     Должно  быть, он играет  народные  песни;  его товарищи  тихо, без слов
подтягивают ему.  Они - как темные холмы,  поющие  подземным нутряным басом.
Голос скрипки,  светлый и одинокий,  слышится где-то  высоко  над  ними, как
будто  на  холме стоит  стройная девушка.  Голоса  смолкают,  а скрипка  все
звучит, -  звук  кажется тоненьким, словно скрипке  холодно  ночью, надо  бы
встать  гденибудь совсем близко к  ней, наверно в помещении ее  было б лучше
слушать.  Здесь же,  под открытым  небом, ее блуждающий в  одиночестве голос нагоняет грусть.

Эрих Мария Ремарк "На западном фронте без перемен"

0

51

Среди пластинок отца Симамото у меня была любимая – концерты Листа для фортепиано. По одному концерту на каждой стороне. Любил я ее по двум причинам. Во-первых, у нее был очень красивый конверт. А во-вторых, никто из моих знакомых – за исключением Симамото, разумеется, – фортепианных концертов Листа не слушал. Сама эта мысль волновала меня. Я попал в мир, о котором никто не знает. Мир, похожий на потайной сад, куда вход открыт только мне одному. Слушая Листа, я чувствовал, как расту над собой, поднимаюсь на новую ступеньку.

Харуки Мураками  "К югу от границы, на запад от солнца"

0

52

Я обожаю фортепьяно
Когда слегка бываю пьяным.
И с чувством полного комфорта
На нем играю форте-форте.
По черным клавишам, по белым
Люблю долбать "под этим делом"!
Но более всего в рояли
Ценю две медные педали!
В педалях вся его душа -
На них нажмешь разок - и ша!

Г.Л. Васильев

0

53

Она подошла к фортепьяно и взяла несколько аккордов; в этом мгновение с треском лопнула струна и заныла в длинном дребезжащем звуке...
-Слышишь, Неточка, слышишь? - сказала она вдруг каким-то вдохновенным голосом, указывая на фортепьяно. - Эту струну слишком, слишком натянули: она не вынесла и умерла. Слышишь, как жалобно умирает звук!

Ф. Достоевский  "Неточка Незванова"

0

54

Вечер получился отменный, ничего не было упущено из общепринятых элементов светских увеселений: вдоволь света, чтобы показать себя, вдоволь зеркал, чтобы наглядеться на себя, вдоволь людей, чтобы разогреться в давке, вдоволь сахарной воды и мороженого, чтобы охладиться. Начали с музыки. Франц Лист склонился на уговоры, сел за фортепиано, откинул волосы над гениальным лбом и дал одно из своих блистательных сражений. Клавиши, казалось, истекали кровью. Если не ошибаюсь, он сыграл пассаж из «Палингенезий» Балланша, чьи мысли он перевел на язык музыки, что весьма полезно для тех, кто не может прочесть творения этого прославленного писателя в оригинале. Затем он сыграл «Шествие па казнь» («La marche au supplice» ) Берлиоза, великолепный опус, который, если не ошибаюсь, был сочинен молодым музыкантом в утро своей свадьбы. Во всем зале побледневшие лица, вздымающиеся груди, легкие вздохи во время пауз и, наконец, бурные овации. Женщины не помнят себя после того, как Лист что-нибудь сыграет им.

Генрих Гейне  "Флорентийские ночи"

0

55

Жанне казалось, что сердце ее расширяется, что оно полно неясных звуков, как и этот светлый вечер, что оно вдруг закишело тысячью бродяжнических желаний, как у тех ночных животных, чей шорох ее окружал. Что-то роднило ее с этой живой поэзией; и в мягкой белизне ночи она ощущала нечеловеческий трепет, биение едва уловимых надежд, что-то похожее на дуновение счастья.
   И она стала мечтать о любви.

Ги де Мопассан "Жизнь"

0

56

Иногда взбираешься по скучной петербургской лестнице куда-нибудь на пятый этаж: чувствуешь себя раздраженным уродливыми и глупыми житейскими мелочами. И вдруг, на повороте, из приотворенных дверей чужой квартиры донесутся звуки фортепьяно. И Бог знает, почему именно в это мгновение, как никогда прежде, волны музыки сразу охватят душу. Все кругом озаряется как будто сильным и неожиданным светом, и понимаешь, что никаких, в сущности, огорчений, никаких житейских забот нет и не было, что все это призрак, а есть только одно в мире важное и необходимое, то, о чем случайно напомнили эти волны музыки, то, что во всякое мгновение может так легко и неожиданно освободить человеческое сердце от бремени жизни.
Так действуют маленькие поэмы Чехова. Поэтический порыв мгновенно налетает, охватывает душу, вырывает ее из жизни и так же мгновенно уносится. В неожиданности заключительного аккорда, в краткости – вся тайна не определимого никакими словами музыкального очарования. Читатель не успел опомниться. Он не может сказать, какая тут идея, насколько полезно или вредно это чувство. Но в душе остается свежесть. Словно в комнату внесли букет живых цветов, или только что вы видели улыбку на милом женском лице…

Дмитрий Мережковский  "О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы"

0

57

Тот,  кто  не  падал  в обморок,  никогда  не  различит  диковинных  дворцов  и странно знакомых лиц в догорающих угольях; не увидит парящих  в  вышине
печальных видений, которых не замечают другие, не призадумается над запахом неизвестного цветка, не удивится вдруг музыкальному ритму, никогда прежде не останавливавшему его внимания.

Эдгар Аллан По "Колодец и маятник"

0

58

Настройщик, настраивая фортепьяно, время от времени вынимает из кармана камертон, чтобы сверить свои относительные ощущения по абсолютной шкале. Вот такой же камертон должен быть у человека в душе, помогая ему в поисках справедливости. Признак верного решения — полное согласие с камертоном.

Ирина Грекова  "Кафедра"

0

59

Еще одно общее архиерейским домам отличительное и притом удивительное свойство, это необъяснимый запах старыми фортепианами, который очень легко чувствовать, но причину его отгадать трудно, ибо фортепиан в архиерейских домах не бывает, но этот скучный запах там есть, точно в зале старого нежилого помещичьего дома, где заперты фортепианы, на которых никто не играет.

Н. Лесков   "Праведники"

0

60

Да-да, у каждой тональности есть свой цвет... Вместе звуки похожи на живопись...
Тональность до мажор - белая, как снег, как Первый концерт для фортепиано Бетховена, как кожа Катрине весной.
Ре-бемоль мажор - желтая, как трава после зимы, как волосы Марианне Скууг.
Ре минор - еще желтее. Как осенние листья.
Ми-бемоль мажор - светло-серая и прозрачная, как вода.
Ми минор - более серая, как снег в марте или как море в облачную погоду.
Фа мажор - коричневатая, как хлебное поле в августе.
Фа-диез минор - пестрая, как бабочки под дождем.
Соль мажор - синяя, как линия горизонта в солнечный день.
Ля-бемоль мажор - бледно-красная, как цвет Аниных губ.
Ля мажор - красная, как итальянский кирпичный дом или как губная помада Сельмы Люнге.
Си-Бемоль минор - светло-коричневая, как песок.
Си-бемоль мажор - похожа на одуванчик.
Си минор - серо-коричневая, как стволы деревьев перед Аниным окном.

Кетиль Бьернстад  "Река"

0


Вы здесь » Форум "Д и л и ж а н с ъ" » Литературные беседы » Всяческая музыка в литературе