Форум "Д и л и ж а н с ъ"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум "Д и л и ж а н с ъ" » Литературные беседы » Всяческая музыка в литературе


Всяческая музыка в литературе

Сообщений 121 страница 140 из 191

121

Когда полицейские несли тpупы немецких солдат, убитых польским дивеpсантом-одиночкой, тощий паpенек - сосед Иоганна - вскочил, поднял pуку и кpикнул исступленно:
      - Слава нашим доблестным геpоям, не пожалевшим жизни во имя фюpеpа!
      Хотя нелепость этого возгласа была очевидна: один убитый польский паpтизан и тpое немецких солдат, погибших от взpыва его гpанаты, не повод, чтобы пpедаваться ликованию, - пассажиpы с востоpгом подхватили этот возглас и стали гpомко и возбужденно воздавать хвалу веpмахту.
      Казалось, в сеpдцах pепатpиантов мгновенно вспыхнуло пламя фанатического патpиотизма, и потом долго никто не pешался пеpвым погасить в себе буpю востоpженных пеpеживаний, хотя уже иссякли эмоции, изpасходованы были подходящие для такого случая слова и мускулы лица утомились от судоpожного выpажения востоpга и благоговения.
      Виновник этого высокого пеpеживания уже успел забыть о своем патpиотическом поpыве. Он лежал на полке и, елозя по губам гаpмошкой, выдувал игpивую песенку.
      А когда гневная pукв выpвала из его pук гаpмошку и пожилой пассажиp яpостно закpичал: "Встать, негодяй! Как ты смеешь пиликать в такие высокие минуты!" - паpенек, побледнев, вскочил и дpожащими губами виновато, испуганно стал пpосить у всех пpощения и клялся, что это он нечаянно.
      И все пассажиpы, забыв, что именно этот тощий паpень вызвал у них взpыв патpиотических чувств, бpосали на него подозpительные и негодующие взгляды. И когда пожилой пассажиp заявил, что за такое оскоpбление патpиотических чувств надо пpизвать юнца к ответственности и что он сообщит обо всем нахбаpнфюpеpу, пассажиpы одобpили такое pешение.
      Молчаливо наблюдая за своими спутниками, Вайс сделал откpытие, что существует некая психологическая взpывчатка и если ее вовpемя подбpосить, то можно найти выход даже из очень сложной ситуации,когда сила ума уже бесполезна. Сочетание дисциплиниpованной благопpистойности и бешено выpажаемых эмоций - вот совpеменный духовный облик пpусского обывателя, и это тоже следует пpинять на вооpужение. За духовной модой необходимо следить так же тщательно, как за покpоем одежды, котоpая должна выpажать не вкусы ее владельца, а указывать его место в обществе.
      И еще Иоганн подметил, что у его спутников все явственнее сквозь оболочку стpаха, подавленности, подозpительности пpобиваются чеpточки фюpеpизма - жажды любым способом утвеpдить свое господство над дpугими, воспользоваться мгновением pастеpянности окpужающих, чтобы возвыситься над ними, и потом всякого, кто попытается пpотивиться этой самозванной власти, жестоко и коваpно обвинить в политической неблагонадежности. Hо если повеpженный покоpно и беспpекословно подчиниться, сулить ему за это покpовительство в дальнейшем и некотоpое возвышение над дpугими.
      Так случилось с тощим малым. Пожилой пассажиp, внезапно ставший главной пеpсоной в вагоне, милостиво пpинял pобкое заискивание неудачливого музыканта, снисходительно пpостил его. И затем долго со значительным видом внушал ему, что тепеpь каждый истинный немец должен воспитывать в себе чеpты, сочетающие послушание с умением повелевать. Ибо каждый немец на новых землях - пpедставитель всевластной Геpмании, но пеpед фюpеpом каждый немец - песчинка. Одна из песчинок, котоpые в целом и составляют гpанит нации.
      Слушая эти pассуждения, Вайс испытывал остpое чувство азаpта, жажду пpовеpить на пpактике свое новое откpытие. Hе удеpжавшись, он свесился с полки и небpежно заметил:
      - А вы, оказывается социалист!
      Пожилой пассажиp побагpовел и стал тяжело дышать.
      Вайс упpямо повтоpил:
      - Hе национал-социалист, а именно социалист.
      Пожилой встpевоженно поднялся и, остоpожно касаясь плеча Вайса, сказал pобко:
      - Вы ошиблись.
      Вайс сухо пpоизнес:
      - Мне жаль вас, - и отвеpнулся к стене.
      В вагоне наступила тишина, пожилой пассажиp, неpвно покашливая, искал взглядом сочувствия, он жаждал поскоpее pазъяснить всю нелепость обвинения, но все от него отвоpачивались. А тощий юноша, мотая головой, извлекал из губной гаpмошки бойкие, игpивые звуки.

Вадим Кожевников "Щит и меч"

0

122

Действительно ли лопнула струна? Не знаю. Я заметил только, что звуки стали иными, а Паганини и все его окружающее снова совершенно переменилось. Его самого я едва узнавал в коричневой монашеской рясе, которая скорее укрывала, чем облачала его. С искаженным лицом, наполовину спрятанным под капюшоном, подпоясанный веревкой, босой, так стоял Паганини, одинокий строптивец, над морем, на выступе скалы, и играл на скрипке. Как я – понимал, было время сумерек, лучи заката заливали морские просторы, которые алели все ярче и все торжественнее шумели в таинственном созвучии с тонами скрипки.
А чем ярче алело море, тем сильнее бледнело и блекло небо, и когда наконец бурливые волны стали багряно-красны, как кровь, небо в вышине призрачно посветлело, мертвенно побелело и грозными великанами проступили на нем звезды... Но звезды эти были черны... и блестели, точно каменный уголь. А звуки скрипки становились все яростней, все дерзновеннее, в глазах страшного скрипача сверкала такая издевательская жажда разрушения, а его тонкие губы шевелились так ужасающе быстро, что казалось, он бормочет стародавние колдовские заклинания, какими накликают бурю и выпускают на волю злых духов, кои лежат, плененные, в пучинах моря.

Генрих Гейне  "Флорентийские ночи"

0

123

СТАРЫЙ БАРАБАНЩИК

Юный барабанщик, юный барабанщик,
  Он в шинелишке солдатской
Поднимает флаги пионерский лагерь,
Юный барабанщик тут как тут.

Дальние дороги, близкие тревоги,
Заклубились тучи впереди.
Ты уже не мальчик, храбрый барабанщик,
Сверстников на подвиг выводи!

Били - не добили, жгли - да не спалили,
Почему так рано стал ты сед?
По далеким странам с верным барабаном
Мы прошли, оставив добрый след.

Времечко такое - не ищи покоя,
Взрослый барабанщик, взрослый век.
Поднимай, дружище, мир из пепелища,
Выручай планету, человек!

А вокруг кликуши, маленькие души,
И кричат и шепчут все они:
- Барабанщик старый, запасись гитарой,
Барабан не моден в наши дни.

С арфою и лютней тише и уютней!
Это нам известно с детских лет.
Но покамест рано жить без барабана,
Я его не брошу. Нет, нет, нет!

Младшим или старшим,
Дробью или маршем
Мы еще откроем красоту.
Старый барабанщик, старый барабанщик,
Старый барабанщик на посту.

1962
Евгений Долматовский

0

124

... Маленький Паганини играл уже хорошо. Он научился играть по нотам. А когда уходил старик, принимался сочинять сам короткие музыкальные пьесы. Он представлял себе, как французы со знаменами, в красных шапках идут на парижскую крепость. «Бастия, Бастилло», — старался вспомнить маленький Паганини, и звуки, рождавшиеся в нем внезапно, он передавал в игре на своей старой, непомерно большой скрипке. «Карманьола» выходила живая, звучная. Но это была уже другая «Карманьола», другая песня. С этой песней, воспользовавшись отъездом отца, маленький Паганини впервые вышел из дома, и с этой песней, как со своей добычей, он вошел в полутемный коридор «Убежища». Впервые играл он при большом скоплении слушавших его людей. Он испытывал особую гордость, когда к звукам его скрипки вдруг присоединились голоса поющих взрослых людей. Мужчины и женщины, обступившие его в «Убежище», пели «Карманьолу» на новый лад, с тем богатством оттенков, которое придавала ей скрипка Никколо.

А.ВИНОГРАДОВ, "Осуждение Паганини".

0

125

Здесь, под трибунами, приятная прохлада. Над нами кишит воскресная толпа, потная от жары и азарта. Репродукторы трескуче обрушивают на её головы истинно ипподромную музыку. Уже одна эта музыка заставляла меня сдержанно ухмыляться: сладкий тенор, воспевавший ещё несколько лет тому назад бархатистые ночи венецианской любви и освещённые факелами гондолы, сегодня сообщал под духовой оркестр, что он бравый тракторист и любит доярку и в свободное от работы время знай отплясывает с ней польку, а полька рождает в них трудовой порыв. Не то чтобы эта деревенская полька очень уж уступала скольжению на гондоле, нет, просто этот голос, менее всего деревенский и мужицкий, вызывал некоторую иронию.

Энн Ветемаа "Усталость" (перевод с эстонского Леона Тоома)

0

126

Из старых композиторов Шопен и Шуберт — мои самые любимые. Я знаю, наш школьный учитель музыки прав, когда говорит, что Моцарт — божественный, Бетховен — гениальный, Глюк — неповторимый, а Бах — величественный. Да, это так, Бах всегда ассоциируется у меня с тридцатитомным богословским трактатом, совершенно огорошивающим человека. Но Шуберт и Шопен такие же земные, как я. И их я больше всего люблю.

Генрих Бёлль   "Глазами клоуна"

0

127

Одна из его нянек честью клялась мне, что он к этому до того приохотился, что, бывало, чуть только услышит, как звенят кружки и фляги, и уже впадает в экстаз, словно предвкушая райское блаженство. По сему обстоятельству все няньки из уважения к этому божественному его свойству развлекали его по утрам тем, что стучали ножами по стаканам, стеклянными пробками по бутылкам или, наконец, крышками по кружкам, при каковых звуках он весь дрожал от радости и сам начинал раскачивать люльку, мерно покачивая головой, тренькая пальцами, а задницей выводя рулады.

Франсуа Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль"

0

128

Китти вздохнула. Его рассуждения показались ей сухими. Ей было этого мало.

- Вы бывали на симфонических концертах? - продолжал он.

- Бывала, - улыбнулась она. - В музыке я мало что смыслю, но слушать очень люблю.

- Каждый музыкант в оркестре играет на своем инструменте, и много ли ему известно о тех сложных гармониях, что из этого рождаются? Он играет только свою, порой очень скромную партию. Но он знает, что симфония чудесна, чудесна, даже если никто ее не слышит, и он доволен тем, что в ней участвует.

Сомерсет Моэм  "Разрисованная вуаль"

0

129

А.А.

Я вышел ночью на Ордынку.
Играла скрипка под сурдинку.
Откуда скрипка в этот час —
Далеко за полночь, далеко
От запада и от востока —
Откуда музыка у нас?

Д. Самойлов

0

130

Бом-тилибом, бом-тилибом,
Будешь упpямиться - стукнешься лбом.
Если не вовpемя ляжешь в кpовать -
Утpом пpотивно вставать.

Вот почему важен pежим,
Вот почему мы к подушкам бежим
И телевизоpу машем pукой -
Спи, отдыхай, доpогой.

Бом-тилибом... замеp в тиши.
Куклы уснули и каpандаши.
Все до утpа затихает кpугом.
Бом-тилибом, тилибом, бом, бом, бом.

Бим-бом, бом-бим,
Hе беспокоить... мы спим

А.И. Иващенко, Г.Л. Васильев

0

131

Ценю природы музыкальный дар,
особенно при ветреной погоде,
когда бурана весь репертуар
составлен из лирических мелодий.
Вначале тих, но переходит в свист,
то завывает, то смолкает снова -
и вот уже мелодия готова,
исполнена уже a l'improviste.

Евгений Медведев

0

132

Плыл кораблик вдоль канала,
Там на ужин били склянки,-
Тихо музыка играла
На Ордынке, на Полянке.

Так названивают льдинки
Возле елочного зала,-
На Полянке, на Ордынке
Тихо музыка играла.

Так бурликал на полянке
Тот ручей, где я играла,-
На Ордынке, на Полянке
Тихо музыка играла.

Я как раз посерединке
Жизни собственной стояла,-
На Полянке, на Ордынке
Тихо музыка играла.

Я снаружи и с изнанки
Ткань судьбы перебирала,-
На Ордынке, на Полянке
Тихо музыка играла.

Тихо музыка играла
На Полянке, на Ордынке.
Мама стекла вытирала,
Где в обнимку мы на снимке.

Бумазейкой вытирала,
Просветляла облик в рамке.
Тихо музыка играла
На Ордынке, на Полянке.

Это было на стоянке,
Душу ветром пробирало,-
На Ордынке, на Полянке
Тихо музыка играла.

Ю. Мориц

Отредактировано Леди Осень (30.10.2014 00:45:16)

0

133

Отголосок девятой симфонии Бетховена

Алексей Михайлович Жемчужников

В ней гений выразил мятежность дум печальных,
Борьбу, мечтательность, святых восторгов клик,—
И памятник себе из мыслей музыкальных
Громадой звучною воздвиг.

0

134

Марианна  Гончарова  Заметки из Молескина. Таллинн

"Старый заросший парк в городе Куресааре на острове. Концерт в летнем театре рядом со старинным замком. Ласковая такая погода. Косое вечернее сквозистое солнце раскрасило сосны в оранжевое и фиолетовое… Прозрачный теплый вечер. А со сцены чарующая музыка Паулса, и мальчик тихо проникновенно поет:
«Когда… меня… не… будет…»
И каждый в этом огромном театре – и зрители, и фоторепортеры, и птицы, и сосны вокруг, и ветер, все замерли, -- все слушают и думают: «Когда… меня… не… будет…»
Песня закончилась. И зал сидел в тишине. И где-то зловеще отозвался ворон. Раз, другой. Замолк. Вечный мудрый эстонский ворон.
Когда… меня… не будет…".

0

135

...Та музыка, под которую я пишу тебе, прекрасно подходит к тишине за окном, к звёздному небу над Франкфуртом и к тому, что я прочёл в твоём последнем письме.
Итальянская модель хрипловатым голосом поёт по-французски тихие баллады. Если бы я не знал, кто она, я мог бы подумать, что так петь может только внучка Джо Кокера. Та же самая унаследованная от деда хрипотца, только в другой октаве. По-честному, я не понимаю, о чём она поёт, но допускаю, что песни о любви. Время от времени я разглядываю обложку диска, который лежит на стопке других перед моим компьютером. С неё смотрит прикрытая лишь тоненьким шифоном платья, открывающего плечи и глубокое декольте, прижавшаяся в мечтательном настроении к гитаре меланхоличная брюнетка, лежащая на полу. Такая женщина может петь только о любви.

Януш Леон Вишневский, Малгожата Домагалик "Между строк" (перевод с польского Эльвиры Эвы Гараевой и Юрия Чайникова)

0

136

– Всё же какое это чудо – скрипка, – мечтательно сказала Гэм, меж тем как певучая мелодия вспорхнула над волнами струнных и долгими каденциями, нарастая, поднялась в вышину и завершилась лёгким выдохом ферматы. – Когда звучит скрипка, кажется, что никогда не умрёшь. Небо становится выше, один звук – и все границы расступаются. В скрипке брезжит оперение серой чайки. Где-то есть дом, и всё же ты повсюду тоскливо одинок. Под песню скрипки можно совершить безумство… Мир преображается – так чудесна скрипка… Из тебя словно бы кто-то выходит, величественно оглядывается по сторонам, стоит рядом. Губы его шевелятся, руки поднимаются, он будто произносит какие-то слова, и всё, что он делает, кажется правильным. Только вот неведомо, кто ты сам – "я" или этот чужак? Есть ли твое "я" чужак или чужак – это и есть "я"? И чьи дела правильны и добры? В человеке всегда так много чужого… Хочется уйти прочь, куда-нибудь, куда глаза глядят, без всякой цели, далеко-далеко – так чудесна скрипка…

Эрих Мария Ремарк "Гэм" (перевод с немецкого Нины Фёдоровой)

0

137

Друг мой, есть в музыке одно достоинство: все вокруг перестает существовать, кроме тех звуков, что ложатся вам на сердце.

Гастон Леру  "Призрак Оперы"

0

138

Магнитофон сладким женским голосом звал по-английски на помощь доктора Дика. Гош прислушался к тексту и чуть не расхохотался во все горло. Замечательная песня. Завести бы ее на какой-нибудь комсомольско-молодежной дискотеке году этак в восемьдесят пятом… И никому, совсем никому не объяснить, что «дик» на американском сленге — член. «Черт побери, какая досада — совершенно не помнить времени, когда прилавки ломились от барахла и звучали такие лихие песенки… Но я ведь жил тогда! Нет, я обязан, просто обязан вернуть себе память. Только вот как?…».

О.И. Дивов "Закон фронтира"

0

139

Ты играл на струнах моей души,
В A moll, а может и выше,
Рассыпаются ноты на стане,
С каждым разом играю я тише.
Инструмент почти - что расстроен,
Занижает на четверть тона,
Доминанта звучит фальшиво,
Не сдержать прощального стона.

Музыка уходящей любви
Изабелла Нежина

0

140

Подчиняясь течению времени, мы сначала находим очарование в весенней дымке, когда она плотно стелется по всему небу, так что вместо яркого лунного лика видно широко разлитое сияние — в такое время хорошо слушать мягкое звучание лютни «бива», настроенной на лад «благоуханный ветерок». Но с наступлением осени, когда месяц становится удивительно ясным, и, невзирая на пелену тумана, его, кажется, можно руками потрогать, так ярко сияет он на небе, тогда под аккомпанемент ветра и голосов насекомых приятно звучание тринадцатиструнного «кото», когда вместе с ним слышна чистая мелодия флейты — тут и подумаешь: что же такого находил я в весне? Но не успеешь оглянуться, как уже и зима, ночью даже небеса прозрачны и холодны, и на снежных сугробах лунные отблески — слушаешь дрожащий голосок дудочки «хитирики» и забываешь равно о весне и об осени

Дочь Сугавара-но Такасуэ  "Сарасина никки"

0


Вы здесь » Форум "Д и л и ж а н с ъ" » Литературные беседы » Всяческая музыка в литературе