Форум "Д и л и ж а н с ъ"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум "Д и л и ж а н с ъ" » Литературные беседы » Всяческая музыка в литературе


Всяческая музыка в литературе

Сообщений 161 страница 180 из 191

161

Музыка сознательно отказывается от коренного и глубинного преобразования жизни. Пусть она идет, эта жизнь, как хочет! Чтобы преобразовать жизнь, нужно очень много всего. Это — весьма хлопотливая и кропотливая вещь. Нужно быть педагогом, воспитателем, политиком, моралистом, вождем, начальником, да мало ли еще чем надо быть, чтобы удушить жизненное зло, чтобы исправить человека и человеческие отношения, чтобы преобразовать и улучшить общество.

Для музыки это все очень тяжело и грузно, вязко; жизнь обрезывает крылья музыке, привязывает ее к своим практическим задачам, лишает ее самостоятельности, навязывает ей чуждые и очень неповоротливые задачи. Музыка живет субъективной свободой личности, абсолютным произволом внутреннего самоопределения.

Музыка — аппарат, который освобождает человеческую субъективность от тяжелых жизненных осуществлений, от унылого и законнического, скопидомского практицизма и утилитаризма, освобождает от этой жизненной расчетливости, этой вечной озабоченности относительно элементарных жизненных благ, этого проклятия вечного страха за свое существование, за свою жизнь, за своих друзей, родных, за свои вещи, за свой дом...

"Я сослан в ХХ век..."  Алексей Лосев

0

162

Поэзия и музыка не только родственны, но и нераздельны. Все вековечные поэтические произведения – от пророков до Гете и Пушкина включительно, - в сущности, музыкальные произведения, песни… гармония – также истина… меня всегда из определенной области слов тянуло в неопределенную область музыки, в которую я уходил, насколько хватало сил моих.

А. А. Фет. "Стихотворения"

0

163

Вдруг принеслися издали какие-то странные, мерные звуки.
     То был не человеческий голос,  не рожок,  не гусли, а что-то похожее на
шум ветра в тростнике, если бы тростник мог звенеть, как стекло или струны.
     - Что это? - спросил Никита Романыч, останавливая коня.
     Перстень снял шапку и наклонил голову почти до самой луки.
     - Погоди, князь, дай порасслушать!
     Звуки  лились мерно и  заунывно,  то  звонкими серебряными струями,  то
подобные шуму  колеблемого леса,  -  вдруг  замолкли,  как  будто  в  порыве
степного ветра.
     - Кончил!  - сказал Перстень, смеясь. - Вишь, грудь-то какова! Я чай, с
полчаса дул себе, не переводя духа!
     - Да что это? - спросил князь.
     - Чебузга!  - отвечал Перстень. - Это у них почитай что у нас рожок или
жалейка.  Должно быть,  башкирцы.  Ведь  тут  разный сброд с  ханом,  и
казанцы,   и  астраханцы,  и  всякая  ногайская  погань.  Слышь,  вот  опять
наигрывать стали.
     Вдали  начался  как  будто  новый  порыв  вихря,  обратился в  длинные,
грустно-приятные  переливы  и  через  несколько времени  кончился отрывисто,
подобно конскому фырканью.
     - Ага!  -  сказал Перстень,  -  это колено вышло покороче; должно быть,
надорвался, собачий сын!
     Но  тут  раздались новые звуки,  гораздо звончее.  Казалось,  множество
колокольцев звенели безостановочно.
     - А вот и горло!  -  сказал Перстень. - Ведь издали подумаешь и невесть
что; а они это горлом выделывают. Вишь их разобрало, вражьих детей!
     Грустные,  заунывные звуки сменялись веселыми,  но  то  была не русская
грусть и не русская удаль. Тут отражалось дикое величие кочующего племени, и попрыски табунов, и богатырские набеги, и переходы народов из края в край, и тоска по неизвестной, первобытной родине.

А.К. Толстой "Князь Серебряный"

0

164

"Пианист, играя Рахманинова, говорит: не торопитесь, господа, остановитесь. А теперь смотрите в небо, господа! Смотрите, если не верите звукам: вот ветер, вот облака, вот молнии — страшные, пронзительные и прекрасные молнии... Ливень!!! Видите? Слышите?"

                                     Марианна Гончарова  "Концерт для фортепиано с грозой, облаками и звездами в озере"

0

165

Однажды в пасмурный, мрачный осенний день, сидя в углу кафе с сигарой в зубах, он слушал музыку, льющуюся из граммофона. Эта музыка как-то странно проникала ему в душу. Он подождал, пока она кончится, подошел к граммофону и взглянул на этикетку пластинки.
"Magic flute" - Mozart ["Волшебная флейта" - Моцарт (англ.)].
Он мгновенно понял. Моцарт, нарушивший десять заповедей, несомненно тоже страдал. Но вряд ли так, как он... Понурив голову, он медленно вернулся к своему столику.

Акутагава Рюноскэ. Новеллы

0

166

Зита запела старинную венгерскую песню о человеке, который  лишился
сначала своего коня, потом крыши над  головой,  потом  возлюбленной  и
утешал себя тем, что "больше горя  принесла  нам  битва  на  Мохачском
поле. Это была любимая песня Овода. Ее суровая мелодия и горькое
мужество припева трогали  его  так,  как  не  трогала  сентиментальная
музыка.
   Зита была в голосе. Звуки лились из ее уст - чистые, полные силы  и
горячей жажды жизни. Итальянские и славянские песни не  удавались  ей,
немецкие и подавно, а венгерские она пела мастерски.
   Овод слушал, затаив дыхание, широко раскрыв глаза. Так хорошо  Зита
еще никогда не пела. И вдруг на последних словах голос ее дрогнул:
        Ну так что же! Больше горя принесла нам...
   Она всхлипнула и спрятала лицо в густой завесе плюща.

Этель Лилиан Войнич "Овод"

0

167

Концерт привидений удался на славу. Безглазый Ужас выл как корабельная сирена и гремел цепями. Поручик Ржевский, в угоду Недолеченной Даме надевший адмиральский мундир, назло ей так утыкал его кинжалами, что походил на ежа. Сама Недолеченная Дама сидела в Инвалидной Коляске – той самой, которую так дико боялись все младшекурсники – и томно нюхала давно увядший цветок.
Другие призраки тоже отрывались на полную катушку, каждый в меру своих способностей и возможностей, пользуясь тем, что пятница тринадцатое выпадает, в общем, не так часто. Примерно через час Семь-Пень-Дыр поднялся и, зевнув, ушел. За ним потянулись Шурасик, Лиза Зализина и, наконец, все преподаватели.
Когда ушел Сарданапал, постаравшийся сделать это как можно незаметнее, Безглазый Ужас расстроился, дико взбесился, стал орать, что его талант не ценят, и забросал всех своими внутренностями.
– Фи! Ненавижу эти наркоманские истерики! – морщаясь, сказала Недолеченная Дама и растаяла вместе с Инвалидной Коляской.
Воспользовавшись отсутствием жены, поручик Ржевский сразу повеселел и, вспомнив старый как мир анекдот, принялся развешивать где придется на просушку свои носки. И это был уже действительно финиш вечеринки.
Когда все уже почти разбежались, Ужас опомнился и принялся загораживать дорогу Тане и Баб-Ягуну, умоляя хотя бы их остаться и послушать его последнюю песню. Учитывая, что им еще предстояло сдавать экзамены по истории Потусторонних Миров, они переглянулись и остались.
Ужас вновь завыл, да так, что задрожали висюльки люстры из богемского хрусталя. Примерно на середине песни он вдруг замолчал и обиженно уставился на Таню и Ягуна.
– Кто-то меня перебил! – сказал он капризно. – Кто-то завопил громче меня! Не потерплю конкуренции: в Тибидохсе самый психованный я! И самый душераздирающий тоже я!

Дмитрий Емец "Таня Гроттер и молот Перуна"

0

168

Он опять был в знакомой унылой пурпурной равнине. Те  же  насмешливые
лица глазели на него с пурпурного неба, но на этот раз  он  был  не  один.
Перед ним маячило темное лицо и тяжелое, давящее физическое присутствие, и
Валентин знал, что это его брат, хотя в жестоком сиянии  янтарного  солнца
он не мог разглядеть черты  его  лица.  И  сон  проходил  на  фоне  низкой
плачущей ноты мысленной музыки, которая  указывала  на  сон  опасный,  сон
угрожающий, сон смертельный.

Роберт Силверберг "Замок Лорда Валентина"

0

169

Вот музыка та, под которую
мне хочется плакать и петь.
Возьмите себе оратории,
и дробь барабанов, и медь.
Возьмите себе их в союзники
легко, до скончания дней...
Меня же оставьте с той музыкой:
мы будем беседовать с ней.

Б. Окуджава

0

170

Сквозь листву пахучих лип глядела на них немецкая луна... Маленький кокетливый ветерок нежно теребил российские усы и бороды и вдувал в уши русских толстячков чуднейшие звуки. У подножия горы играла музыка. Немцы праздновали годовщину какого-то немецкого события. Мотивы не доносились до вершины горы - далеко! Доносилась одна только мелодия... Мелодия меланхолическая, самая разнемецкая, плакучая, тягучая... Слушаешь ее - и сладко ныть хочется...
   Русские лезли "в дамки" и задумчиво внимали. Оба были в блаженнейшем настроении духа. Шёпот лип, кокетливый ветерок, мелодия со своей меланхолией -- всё это, вместе взятое, развезло их русские души.
   - При этакой обстановке, Тарас Иваныч, хорошо тово... любить, - сказал один из них. - Влюбиться в какую-нибудь да по темной аллейке пройтись...
   - М-да...

А.П. Чехов "Патриот своего отечества"

0

171

Между тем зима подходила к концу. Надолго зарядил дождь со снегом, все не утихала буря, и вдруг как-то утром я услышал в камине – вместо нестройного, упругого и угрюмого ветра, тянувшего меня к морю, – воркование голубей, гнездившихся в стене: переливчатое, нежданное, точно первый гиацинт, который осторожно разрывает питающее его сердце, чтобы оттуда брызнул лиловый, атласный, звонкий цветок, оно, словно в открытое окно, вливало в мою еще закрытую, темную комнату тепло, слепящий блеск, истому первого ясного дня. Я почему-то стал напевать шансонетку, выпавшую у меня из памяти с того года, когда я собирался поехать во Флоренцию и в Венецию. Так сильно, по прихоти погоды, действует на наш организм атмосфера: она извлекает из темных заповедников, где мы предаем их забвению, записанные у нас в душе мелодии, которые не сумела прочитать наша память. Вскоре к музыканту, которого я слушал в себе, – даже не сразу узнав, что он играет, – присоединился наделенный большей ясностью мечтатель.

Марсель Пруст   "У Германтов"

0

172

Тот, кто платит, не только заказывает музыку, но и заставляет ее слушать всех остальных, однако леди Изабелла то ли музыканта выбрала хорошего, то ли он сам такой уродился: поет красиво и печально, не чувствуется той суетливости холопов, жаждущих заработать со стола рыгающего феодала жирный кусок. Играет и поет с чувством собственного достоинства, словно прозревает будущее, когда менестрели и барды станут самыми богатыми и знатными людьми на свете, а класс феодалов исчезнет вовсе.
В балладе по-прежнему звенят мечи и льется кровь во имя прекрасных дам, однако менестрель делает акцент не на воинских подвигах, а на терзаниях рыцаря. Любовь к даме вошла в противоречие с верностью сюзерену, рыцарь рвет «белокурые волосы, захлебывается в рыданиях», но в конце концов все же решает, что любовь к прекрасной даме превыше всего.

Гай Юлий Орловский "Ричард Длинные Руки - ярл"

0

173

В Павловском воксале по будням, как известно и как все по крайней мере утверждают, публика собирается "избраннее", чем по воскресеньям и по праздникам, когда наезжают "всякие люди" из города. Туалеты не праздничные, но изящные. На музыку сходиться принято. Оркестр, может быть действительно лучший из наших садовых оркестров, играет вещи новые. Приличие и чинность чрезвычайные, несмотря на некоторый общий вид семейственности и даже интимности. Знакомые, всё дачники, сходятся оглядывать друг друга. Многие исполняют это с истинным удовольствием и приходят только для этого; но есть и такие, которые ходят для одной музыки.

Ф.М. Достоевский "Идиот"

0

174

Потом вдруг поднялся один парень в  пестрых  плавках  и  в  полосатой
распашоночке,  отошел  на  несколько  шагов  в  сторону,  выбрал  площадку
поровнее и принялся выламываться в медленном, почти ритуальном танце. Надо
понимать, он плясал под свой функен, так что музыку слышал он один,  а  мы
видели только ритм этой музыки. И нам это нравилось, и пока  он  танцевал,
зеленый  шум  притих,  все  смотрели  на  танцора,  а  когда   он   устал,
остановился, сел и лег, все как бы перевели дух, и моя соседка слева снова
произнесла: "Побеги-дасьта".

Аркадий и Борис Стругацкие "Отягощенные злом, или сорок лет спустя"

0

175

— Что это за страна? — воскликнул тогда удивленный Главный Буржуин. — Что же это такая за непонятная страна, в которой даже такие малыши знают Военную Тайну и так крепко держат свое твердое слово? Торопитесь же, буржуины, и погубите этого гордого Мальчиша. Заряжайте же пушки, вынимайте сабли, раскрывайте наши буржуинские знамена, потому что слышу я, как трубят тревогу наши сигнальщики и машут флагами наши махальщики. Видно, будет у нас сейчас не легкий бой, а тяжелая битва.

Аркадий Гайдар "Военная тайна"

0

176

Владимир Набоков

Все окна открыв, опустив занавески,
   ты в зале роялю сказала: живи!
Как легкие крылья во мраке и блеске,
   задвигались руки твои.

Под левой - мольба зазвенела несмело,
   под правою - отклик волнисто возник,
за клавишем клавиш, то черный, то белый,
   звеня, погружался на миг.

В откинутой крышке отливы лоснились,
   и руки твои, отраженные там,
как бледные бабочки, плавно носились
   по черным и белым цветам.

И звуки холмились во мраке и в блеске,
   и ропот взбирался, и шепот сбегал,
и ветер ночной раздувал занавески
   и звездное небо впускал.

+1

177

Сегодня томная луна,
Как пленная царевна,
Грустна, задумчива, бледна
И безнадежно влюблена.

Сегодня музыка больна,
Едва звучит напевно.
Она капризна и нежна,
И холодна, и гневна.

Сегодня наш последний день
В приморском ресторане,
Упала на террасу тень,
Зажглись огни в тумане…

А. Вертинский

0

178

Пела Софья Петровна романсы нервно, с каким-то полупьяным задором и, словно поддразнивая чужое горе, выбирала грустные, меланхолические, где толковалось об утраченных надеждах, о прошлом, о старости... "А старость подходит всё ближе и ближе..." - пела она. А какое ей было дело до старости?

А. П. Чехов, "Несчастье"

0

179

- Сыро в поле, - заключил Обломов, - темно; туман, как опрокинутое море, висит над рожью; лошади вздрагивают плечом и бьют копытами: пора домой. В доме уж засветились огни; на кухне стучат в пятеро ножей; сковорода грибов, котлеты, ягоды... тут музыка... Casta diva... Casta diva! - запел Обломов. - Не могу равнодушно вспомнить Casta diva, - сказал он, пропев начало каватины, - как выплакивает сердце эта женщина! Какая грусть заложена в эти звуки!.. И никто не знает ничего вокруг... Она одна... Тайна тяготит ее; она вверяет ее луне...
   - Ты любишь эту арию? Я очень рад; ее прекрасно поет Ольга Ильинская. Я познакомлю тебя - вот голос, вот пение! Да и сама она что за очаровательное дитя! Впрочем, может быть я пристрастно сужу: у меня к ней слабость... Однакож не отвлекайся, не отвлекайся, - прибавил Штольц, - рассказывай!
   - Ну, - продолжал Обломов. - что еще?.. Да тут и все!.. Гости расходятся по флигелям, по павильонам; а завтра разбрелись: кто удить, кто с ружьем, а кто так, просто, сидит себе...

И.А. Гончаров "Обломов"

0

180

Пока она вспоминала эти подробности, послышалась вдруг музыка, ворвавшаяся в окно вместе с шумом голосов. Это поезд остановился на полустанке. За платформой в толпе бойко играли на гармонике и на дешевой визгливой скрипке, а из-за высоких берез и тополей, из-за дач, залитых лунным светом, доносились звуки военного оркестра: должно быть, на дачах был танцевальный вечер. На платформе гуляли дачники и горожане, приезжавшие сюда в хорошую погоду подышать чистым воздухом.

Чехов А. П., "Анна на шее"

0


Вы здесь » Форум "Д и л и ж а н с ъ" » Литературные беседы » Всяческая музыка в литературе