История одной картины. "Красавица"-Фаина.
Борис Кустодиев, "Красавица", 1915 год.
"Красавицу" Кустодиев неоднократно повторял, причем в разных вариантах - это была одна из его любимых работ. Одну он подарил Горькому – тот обожал эту картину, другую написал по просьбе Шаляпина, с которым дружил. Именно шаляпинская "Красавица" в мае 2003 на лондонском аукционе "Сотбис" ушла за фантастическую сумму – 845 600 фунтов (около 1 388 475 долл.).
Позировала ему 21-летняя актриса МХАТ Фаина Шевченко - будущая народная артистка СССР, орденоносец и лауреат двух Сталинских премий.
Встреча Кустодиева и 20-летней артистки МХАТа случилась в августе 1914 года. Тогда он приехал в Москву по делам.
Он руководил мхатовскими художниками, изготовлявшими декорации к спектаклям. Она показалась ему верхом совершенства. Румяная, пышнотелая. Фаина призналась, что с упоением репетирует роль жены статского советника Фурначева Настасьи Ивановны в спектакле «Смерть Пазухина».
После премьеры Кустодиев зашел к ней в гримерку. Робко попросил позировать для своей картины. Она согласилась. Ее лишь возмутило, что она должна позировать обнаженной. - Мне такой позор не нужен, - сказала она. Я – актриса Художественного театра! И что? Тысячи людей увидят меня голой?
Борис Михайлович нежно ее уговаривал, держал за руку: — Я ж не для себя прошу вас раздеться, а искусства ради.
Работалось ему легко. Хотя все чаще мучили боли в пояснице, свидетельствовавшие о грозной болезни. Но было вдохновение и состояние влюбленности в молодую женщину. И это отодвигало физические страдания на второй план. Она видела, что Кустодиев к ней питает отнюдь не дружеские чувства, но не смущалась. Ей это льстило.
Уже прикованный к инвалидному креслу Кустодиев, глядя на эскизы, сделанные с Фаины Шевченко, решил повторить свой шедевр. Он долго всматривался в овал ее лица на бумаге. Думал, а правда ли он ее любил или ему все привиделось? Может, это было его увлечение не женщиной, а работой. Его бесконечный роман с кистью. Так появится еще одна «Красавица», датированная 1918 годом, которая находится в Тульском музее.
Мужчины Фаину обожали. У нее был короткий роман с Николаем Баталовым и недолгий брак с Григорием Хмарой. В театре их считали счастливой парой – Фаину Хмара любил, хоть и погуливал на стороне. Но в 1922 году, уехав на гастроли в Берлин, так и не вернулся…
Очень скоро Григорий одумался и написал жене, умоляя его простить и помочь вернуться на родину. Фаина обивала пороги чиновников, но безуспешно. Больше они не увиделись. Из Германии Хмара переехал в Париж, стал достаточно популярен, много снимался. В феврале 1970 года он умер.
В Полтаве, Ф.В.Шевченко познакомилась с братом Григория, Александром, статным красавцем, виртуозно игравшим на гитаре.
В Москву они вернулись вместе. С ним она и прожила до конца своих дней.
Но не обходилось в этой семейной жизни без острых моментов. Когда МХАТ отправился на гастроли в Париж, Фаина встретилась с Федором Шаляпиным. У нее был потрясающий голос.И Шаляпин слушал цыганские романсы в ее исполнении с восторгом. Муж Александр ревновал страшно. Он приехал в Париж и носился по всему городу с пистолетом в поисках Федора Ивановича. К счастью, яростный порыв удалось потушить.
— Сама бабушка о романе с Шаляпиным не рассказывала, — говорит внучка актрисы. — Но некоторые факты говорят сами за себя. Фаина Васильевна до конца своих дней бережно хранила портрет известного певца. А он, в свою очередь, заказал у Кустодиева портрет актрисы. И Борис Михайлович еще раз написал для него «Красавицу», правда в несколько ином виде: