Форум "Д и л и ж а н с ъ"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум "Д и л и ж а н с ъ" » Философский » Философия глазами писателей и ученых


Философия глазами писателей и ученых

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Станислав Лем, "Звёздные дневники Иона Тихого, путешествие двадцать пятое".

Все это, однако, побледнело в сравнении с тем, что случилось, когда к спору подключились философы. Из Англии, Франции, Австралии, Канады и Соединенных Штатов съезжались самые выдающиеся теоретики познания и представители чистого разума, и результат их усилий был поистине поразительным.

Физикалисты, исследовав вопрос всесторонне, заявили, что если тела А и В движутся, то дело условности – говорить, движется ли А относительно В или В относительно А. Так как движение – вещь относительная, с одинаковым правом можно сказать, что человек движется относительно картофеля или же что картофель движется относительно человека. Поэтому вопрос о том, может ли картофель двигаться, становится бессмысленным, а вся проблема – мнимой, то есть несуществующей.

Семантики заявили, что все зависит от того, как понимать слова «картофель», «может» и «двигаться». Так как ключом является модальный глагол «мочь», то его надлежит тщательно исследовать. Затем они приступили к созданию Энциклопедии Космической Семасиологии, первые четыре тома которой посвящались модальным значениям глагола «мочь».

Неопозитивисты заявили, что непосредственно нам даны не пучки картофеля, а пучки непосредственных ощущений; затем они создали логические символы, означающие «пучок картофеля» и «пучок ощущений», построили специальное исчисление высказываний из сплошных алгебраических знаков и, исписав море чернил, пришли к математически точному и, несомненно, верному выводу, что 0=0.

Томисты заявили, что Бог создал законы природы, чтобы при случае творить чудеса, ибо чудо есть нарушение законов природы, а где нет законов, там и нарушать нечего. В данном случае картофель будет двигаться, если на то будет воля Предвечного; но неизвестно, не уловка ли это проклятых материалистов, стремящихся подорвать авторитет церкви, так что нужно подождать решения Высшей Ватиканской Коллегии.

Неокантианцы заявили, что все вещи суть творения духа, объективному познанию недоступные; если у вас появилась идея движущегося картофеля, то движущийся картофель будет существовать. Однако это только первое впечатление, ибо дух наш столь же непознаваем, как и его создания; так что, значит, ничего не известно.

Холисты-плюралисты-бихевиористы-физикалисты заявили, что, как известно из физики, закономерность в природе бывает только статистической. Подобно тому как нельзя вполне точно предугадать путь отдельного электрона, так нельзя предсказать в точности, как будет вести себя отдельная картофелина. До сих пор наблюдения показывали, что миллионы раз человек копал картошку; но не исключено, что один раз из миллиарда случится наоборот и картошка будет копать человека.

Профессор Урлипан, одинокий мыслитель школы Расселла и Рейхенбаха, подверг все эти высказывания уничтожающей критике. Он утверждал, что человек не имеет никаких непосредственных ощущений, ведь он ощущает не словесное выражение образа стола, а самый стол; а так как, с другой стороны, известно, что о внешнем мире ничего не известно, то не существует ни внешних вещей, ни чувственных ощущений. «Нет вообще ничего, – заявил профессор Урлипан, – а кто думает иначе, тот заблуждается». Так что о картофеле ничего нельзя сказать, хотя и по совершенно иной причине, чем считают неокантианцы.

0

2

Из статьи американского физика Ричарда Феймана "Относительность и "философы"".

Пуанкаре следующим образом сформулировал принцип относительности: «Согласно принципу относительности, законы физических явлений обязаны быть одинаковыми для неподвижного наблюдателя и для наблюдателя, который относительно него переносится равномерным движением, так что у нас нет и не может быть никаких способов отличить, уносит ли нас такое движение или не уносит».

Когда эта мысль обрушилась на человечество, среди философов началась суматоха. Особенно среди «философов за чашкой чая», которые говорят: «О, это очень просто: теория Эйнштейна утверждает, что все относительно!» Поразительное множество таких «философов» — и не только рассуждающих за чашкой чая (впрочем, не желая их обижать, я буду говорить только о «философах за чашкой чая»)—твердят: «Из открытий Эйнштейна следует, что все относительно; это оказало глубокое влияние на нашу мысль». И еще потом добавляют: «В физике было доказано, что явления зависят от системы отсчета». Можно услышать немало подобных вещей, но трудно понять их смысл. По-видимому, системы отсчета, о которых идет речь, — это те системы координат, которыми мы пользовались в анализе теории относительности. Итак, тот факт, что «все зависит от системы отсчета», оказывает могучее влияние на современную мысль. Остается только удивляться, почему? Ведь прежде всего сама идея: «все зависит от точки зрения» — настолько проста, что, несомненно, не было нужды обременять себя анализом трудностей физической теории относительности, чтобы открыть ее. Всякий, кто идет по тротуару, знает, что все, что он видит, зависит от его системы отсчета. Сперва он видит лица прохожих, а уж потом — их затылки. И почти во всех философских заключениях, о которых говорят, что они проистекли из теории относительности, нет ничего более глубокого, чем утверждения типа: «Пешеход выглядит спереди иначе, нежели сзади». Известный рассказ о нескольких слепых, споривших, на что похож слон, тоже весьма напоминает теорию относительности с точки зрения таких философов.

Есть и другая школа «философов». Эти чувствуют себя очень неуютно из-за теории относительности, которая заявляет, что нельзя определить свою абсолютную скорость, не глядя ни на что снаружи корабля. Они восклицают: «Вполне понятно, что никто не может измерить своей скорости, не выглядывая наружу. Само собой очевидно, что бессмысленно говорить о чьей-то скорости, если не глядеть по сторонам. Глупцы были те физики, которые думали иначе. Их вдруг осенило, вот они и рады; но если бы мы, философы, представляли, какие проблемы стояли перед физиками, мы их давно решили бы чисто мозговым усилием и сразу же поняли бы, что невозможно определить скорость, не выглянув наружу. И мы сделали бы громадный вклад в эту их физику». Эти философы всегда топчутся около нас, они мельтешат на обочинах науки, то и дело порываясь сообщить нам что-то. Но никогда на самом деле они не понимали всей тонкости и глубины наших проблем.

0

3

Просто, на мой взгляд, интересно.

Что же нас ждет? ( Виктор Сорокин. СПбрг)

Суббота, 17 Августа 2013 г. 05:44 редактировать + в цитатник
О моём взгляде на историю - самое общее изложение не моего видения истории, а именно что подхода. Чтобы было понятно, с чем придётся столкнуться тому, кому захочется выносить мои умствования.

Тут будет масса отдельных возражений к пассионарной теории этногенеза, без детализации.
Увы! У меня нет времени написать "Антигумилёвский все-критицизм"

Все перечисленные аспекты этноса (кроме стадий его развития - о чём разговор будет особо) вполне подпадают под принятые в зарубежной антропологии (в том смысле, который это слово носит в английском языке: вся совокупность всех наук о человеке, включая историю, социологию и т.д.) определения культуры (стереотипа группового поведения). С одним маленьким - но очень важным - уточнением: аспекты этноса и этапы его бытия в пассионарной теории не связываются с материальной культурой и общественной структурой, и - тем более - с существующими в обществе представлениями о мире (последнее - Этнический характер отражает специфику исторически сложившихся свойств психики, отличающих один этнос от другого. Он определяется не гносеологическим восприятием мира, а совокупностью социально-экономических, исторических и географических условий существования этноса - особо подчёркивается.
А всё, в теории упущенное, дьявольски важно (детали - как-нибудь потом, если у нас разговор продолжится).

Затем: выделение этносов выглядит процессом искусственным (порой хочется сказать - преднамеренно искусственным), или выделением пост фактум. Если на какой-то территории возникает и ширится общество с набором характерных признаков, то сие - этнос, которому, кстати (при ближайшем рассмотрении) оказывается свойственна необыкновенная изменчивость его базовых признаков. Собственно, даже его менталитета. И приходится прибегать к откровенным передёргиваниям.
Мне, например, совершенно непонятно, как прикладывать теорию и историю этноса к иным странам и народам, чья этническая (не в гумилёвском смысле) история хорошо известна.
Взять, например, британский этнос (Или суперэтнос? Или химеру? Или… Занятно, что наиболее детализированные истории подъёма и упадка… ладно, не этносов, а каких-то обществ и народов, отстоящих от нас менее, чем на тыщу лет, Гумилёв не рассматривал).

читать далее

Этническая (не в гумилёвском смысле) история Британии - это непрерывное смешение (с доисторических времён) самых разных народов с разными культурами, каковые смешения непрерывно же порождали новые общности (новые вплоть до языка - английский язык, ставший государственным и общим в Столетнюю войну, очень сильно (вплоть до грамматики) отличается и от английского языка до нормандского завоевания, и от нормандского диалекта французского языка). Общности, состоящие, тем не менее, из "культурно некомплементаных" элементов (сохраняющихся по сию пору: валлийцы, англичане и шотландцы - отнюдь не одно и то же), но проявляющие такие черты расцвета этноса, как расширение территорий и "рост могущества", чередующиеся с такими чертами упадка, как внутренние (гражданские) распри, и тому подобное.
Как - с точки зрения пассионарной истории этногенеза - объяснить, например, бурный рост сперва английской, а потом обще-британской экспансии с конца 17-го века? После "Славной Революции"?

Потом, крайне искусственными (оторванными от культурного субстрата) выглядят примеры пассионарности. Готовность "менять ландшафт" и вообще "бескорыстно" гробить себя - если "подкрутить увеличение", посмотреть на события подробнее - может оказаться очень даже своекорыстной. Викинги лезли на рожон, удивляя врагов своей готовностью умереть, городские общины 11-13 веков "отстёгивали" свои силы и средства на постройки огромных соборов, религиозные реформаторы шли на сковородку за убеждения - ради (в том числе) и наследования всяких благ на том свете.
И, между прочим - если, опять-таки, смотреть, "подкрутив увеличение" - эти разнообразные (до противоположности, проявления и своекорыстия, и бескорыстия, и всего прочего, они оказываются таковыми именно в частных, свойственных и "тому времени" вообще, и конкретным социальным группам в рассматриваемое время, "картинкам мира".
Узурпатор древнеримской императорской власти, лезущий на рожон и укладывающий легионы в расширении "римского мира" мог быть - в принципе - и альтруистом, исповедником "римского мифа" (представления о том, что Риму богами предопределено дать миру законы, в которых и наступит всеобщее счастье, "ибо вечен Рим и непобедим Цезарь"), и тупым себялюбцем. Но и монах, аскет, йог, истощающий свою плоть постом и скармливающий её вшам в духовных подвигах, может быть и крайним эгоистом, обеспечивающим себе тёплый уголок в будущей жизни, и молитвенником "за весь род людской". И воздействие их примера на весь прочий народ - зависит от того, как этот народ видит мир.

Впрочем, перемывать косточки пассионарной теории этногенеза можно долго - мне лакомее изложить свою точку зрения на её, теории, происхождение. А об общей теории всего (человечества) - поговорить отдельно.

История - наука (как наука) довольно молодая. Фактически она - как наука - началась с 1871-года, с публикации Эдвардом Тайлором (Тэйлором - как писали его фамилию у нас раньше) "Первобытной культуры". Тайлор показал сходство сущих (при нём) и недавних (наблюдавшихся уже "культурными" наблюдателями) примитивных культур и ранних форм культур цивилизованных, и обосновал (да - это пришлось обосновывать) происхождение культур цивилизованных от примитивных. Так в истории родилось представление (и обоснование) того, чем она, собственно, занимается, появились основания для научной теории и методологии исследования (до этого история была совокупностью - точнее, свалкой - результатов разных подходов к прошлому, разных взглядов на то, что - и зачем - надо из прошлого знать, и что (соответственно мировоззрению историка, исторически ему в голову забрёдшего) из этого следует; порой иные из этих подходов выглядят очень современно и научно, но это - случайность, влияние которой на общее развитие истории как науки не гарантировано; Аппиан эвон когда написал практически социологическую историю Рима периода Гражданских войн и установления Империи, но поколения историков больше смотрели на его современника Плутарха).
Где-то с этих же времён на историков вывалился - и продолжает вываливаться - воз новых фактов, о которых раньше - или ни сном, ни духом не ведали, или ведали своеобразно. Всё перечислять - очень долго. Примеры: история Древнего Востока - до этого известная из Библии и, частично, из античных источников - понемногу стала самостоятельной после расшифровки египетской и вавилонской письменности (и приватизации соответствующих территорий европейцами или, хотя бы, получения ими возможности цыкнуть на разных там турок, чтобы не мешали); хетты превратились из родни библейского "Урии хеттеянина" в исторический народ после 1914-го года (после расшифровки их письменности и языка); и так далее.

А уж как с того времени развивались все прочие науки (недаром именно во второй половине 19-го века "прогресс" стал основой мировоззрения - но об этом я бы особо поговорил; любимая тема )…

А теперь смотрим:
Умные профессора, учившие учителей Гумилёва, и их младшие товарищи (с ними - и у них - учившиеся), учившие Гумилёва и его однокашников и коллег, жили в другой Вселенной, чем мы с вами. Буквально.
Земля, на которой они жили, была моложе нашей раз в сорок, и жизнь на ней была моложе нынешней раз в двадцать. Радиоактивность открыли чуть-чуть более ста лет назад, до оценки её роли в поддержании теплового баланса Земли ещё было сто вёрст лесом, и первоначально горячая Земля - согласно расчётам Кельвина - остыла до допустимой для появления жизни температуры менее 100 000 000 лет назад. Всего. И была она, Земля, сперва горячая и мокрая (вся), как Венера сейчас, и медленно остывала - и сама, и под лучами так же остывающего исходно очень горячего Солнца. И жизнь на ней развивалась, постепенно и закономерно, всё более и более закономерно совершенствуясь - от всяких червячков-паучков через рыбок, лягушек, ящериц и птиц к млекопитающим, всё более и более совершенным и умным, вплоть до обезьяны. Как нас в школе, на зоологии, учили (последовательность изучения животных - по их строению - унаследовала старую картинку "эволюционного древа"). И каждая из этих форм жизни возникала, постепенно приспосабливаясь ко всё более и более суровеющим условиям, и "господствовала" на Земле (всей), достигая - в периоды этого господства - воистину "господинных" размеров, пока не отступали, вырождаясь, под давлением и более суровых условий, и более прогрессивных форм.
И на всё это - повторяю - меньше ста миллионов лет.
Наконец на Земле похолодало так, что настало Великое Оледенение, и в его суровых условиях от обезьяны начал происходить человек (повсеместно: где похолоднее, там пораньше, где потеплее - попозже). Происходить - и развиваться дальше, тоже постепенно.
(Печальное следствие: именно в этой - научно обрисованной - Вселенной, на этой остывающей Земле расизм стал научным. Кстати, и наша доктрина коммунизма, который неизбежен - оттуда же выросла.)
Потом на Земле потеплело - чёрт знает почему (возможная причина: на неё упала какая-то планета (ведь они, планеты, понемногу тормозятся трением о Мировой Эфир), и настала эпоха привычного нам климата. Но, всё равно, Земля когда-нибудь остынет. Как Марс сейчас. Который когда-то был горячий, как Венера, а потом тёплый, как Земля. И на нём - вполне вероятно - была жизнь. Вполне возможно - как у нас. Сейчас.

Надо подводить итог:
В этой Вселенной развитие Жизни, и общее, и в отдельных своих проявлениях, определялось некими Общими Законами Природы. В которых нетрудно увидеть и Закон Прогрессивного Развития. Общий, мировой, вселенский.

Конечно, науки развивались, и геология, и физика, и генетика… Но невозможно объять необъятное, и специалисты в одной области - более чем обычно в областях смежных опираются на устоявшиеся научные представления.
Если вы видели замечательные альбомы Аугусты и Буриана, "Жизнь Земли" и "Происхождение человека", вы могли заметить, что наши ещё недоразвитые предки и весьма темнокожи, и "мордой лица" определённо напоминают аборигенов Австралии. И даже очень примитивные синантропы подозрительно узкоглазы…
И не только научная фантастика, но и учёные, оценивавшие вероятность встречи Разума во Вселенной, ожидали этот Разум не только достаточно частым, но и - порой - так даже человекообразным.

Так вот, ещё раз подведём итог:
В этой Вселенной не только хордовые закономерно сменяли всяких беспозвоночных, а теплокровные - пойкилотермных, но и Разум развивался закономерно. В "суровой борьбе за существование" человек не только закономерно произошёл от обезьяны (не в одном - закономерность же! - месте), но и закономерно "покорял природу" и развивал общество. В единой связке - во всяком случае, такой вывод этой схеме не противоречил.
В этой Вселенной человек всегда - со временем (и если позволяли природные условия, конечно) - овладевал выплавкой металлов, одомашнивал растения и животных, изобретал лук со стрелами, колесо и письменность, и - параллельно и закономерно - создавал определённые формы общества и даже определённые формы культуры.
Совсем не удивительны, а даже вполне естественны - в такой Вселенной - наши, например, знаменитые догмы истмата. Со следующим из них поиском - у народов, живущих "каменным веком", предписанного теорией первобытно-общинного строя (или, хотя бы, его пережитков) и тотемизма в верованиях, у народов технологически поразвитее - следующих по теории стадий; теоретическое недопущение "развитых товарно-денежных отношений" где-нибудь в Ново-Вавилонском царстве, и - наоборот - поиск там "рабовладения как основы экономических отношений", и так далее.

А теперь представим себе, что - по целой пачке причин - догмы истмата… теряют доверие.
И попробуем выстроить альтернативную теорию, но - в этой Вселенной. Ну, с некоторыми поправками.
Вот пассионарная теория этногенеза одной из таких альтернативных теорий и является.

Почему мне сейчас - когда мы (те, кто этим занимается специально, и те, кто сподобился - кому повезло (если честно; нельзя объять необъятное, и попадание дилетанта на те или иные источники современных представлений о мире совсем не обязательно - тем более, при нашей схеме образования) знаем, что всё было, в общем-то, не так - и не очень хочется полемизировать с предложенной статьёй, а - раз пошла такая пьянка - скорее изложить (хоть тезисно), как я всё понимаю.

Что мы сейчас знаем?
Что мы, наш биологический вид, образовался в одном месте где-то около 40-ка тысяч лет назад, и мы можем смело считать его с тех пор биологически неизменным (изменения - на уровне шумов, и - в разные стороны).
Что, образовавшись, человек с тех пор не только расселился по всей Земле, но и мотался по ней туда-сюда, образуя разной формы сообщества.
Что эти сообщества характеризовались - каждое - своей культурой (в широком смысле, от характерного менталитета до материальной культуры и социальной структуры, причём все эти стороны культуры существовали во взаимосвязи). Да, важнейшей особенностью каждой культуры являлось (и является) разделение "своих" и "чужих".
Что эти сообщества - и соответствующие культуры - непрерывно изменяются.
(Тезис может показаться спорным. Можно возразить (напрашивающееся возражение), что существуют же общества, "не меняющиеся" десятками тысячелетий; хотя бы - аборигены Австралии. Но, если "подкрутить увеличение", легко заметить, что даже в таких обществах - особенно в таких, примитивных и бесписьменных, обществах - изменения всё равно происходят, со скоростью смены поколений. Каждое поколение "отцов" хоть в чём-то, но меняет условия жизни для поколения "детей". И те уже живут в уже немножко другом мире - но считают его неизменным, то есть меняют своё этого мира видение, да и своё поведение. Просто эти изменения мы изменениями не считаем…)
Что очень важно, человек - как биологический вид - есть вид исключительно (с точки зрения природы-матушки) вредный. Погромный для окружающей среды. Единственный, который не привязан к определённым источникам жратвы. И именно это создало историю.

Знакомое всем со школы природное равновесие - на самом деле иллюзорно (что очевидно: иначе бы никакой эволюции не было бы). Но элементы равновесия всё-таки есть. Например, каждый вид животных - повторяю - специализирован на определённую жратву (и, соответственно, на определённую ландшафтную среду, и всё такое). Существуя, он её разрушает (жрёт же ). Но, разрушая окружающую среду, он разрушает самые основы своего существования, и "проседает" в численности. Дальше - случайность и статистика. Если скорость этого "проседания" и скорость восстановления сожранной среды оказываются сбалансированы, наступает это самое "природное (квази)равновесие". Если среда восстанавливается с некоторым "походом" в какую-то сторону, это может стать двигателем биологической эволюции (вообще-то механизмы эволюции сложны и не прямы, но это - особая тема). Если среда меняется резче, и восстанавливается медленнее, чтобы эволюция вида могла за ней угнаться - наступает очередное "великое вымирание".
Но только человек, Homo sapiens, обладает способностью, сожравши очередную ландшафтную среду, переключиться на получившуюся в результате (или на соседнюю), не меняясь биологически. Более того, он может научиться новым гастрономическим умениям у соседних сообществ. Разрушая ("преобразуя") свою среду обитания, он затрагивает среды обитания других сообществ, заставляя и их меняться.
Именно поэтому человек прожил свои 40000 лет - с точки зрения зоологии - парадоксально.
Непрерывно и необратимо разрушая ландшафты, сжирая свою пищевую базу (порой дочиста), он ухитрился успешно умножать свою численность. Конечно, какие-то его популяции вымирали начисто (как негроиды, населявшие в верхнем палеолите Центральную Европу, и как многие другие сообщества, за всю долгую историю). Порой популяции Homo sapiens на больших территориях сокращались, позволяя ландшафтам вернуться в (кажущееся) "девственное состояние". Но, в целом, Homo sapiens успешно плодился и размножался.

Плодился и размножался, и изменял ландшафты и свою жизнь, и влиял на соседние сообщества таких же Homo sapiens'ов так, что на больших территориях жизнь этих сообществ оказывалась настолько взаимозависимой, что говорить об истории отдельных "народов", "этносов", и всего такого нужно очень-очень осторожно. Ибо все эти "народы", "этносы" и "цивилизации" суть лишь этакие водовороты в потоке истории. Глядя на текущую воду (в канаве ), приятный такой процесс, можно заметить, что иногда водовороты бывают очень устойчивые, и - логично рассудить - как-то влияющие на прочий поток.
Так и этнические, культурные водовороты.
Они могут быть очень устойчивыми, сохраняя в течение долгого времени какие-то общие черты - или черты, которые кажутся сохраняющимися. Если такой чертой является устойчивое самосознание вовлечённых в водоворот людей как "своих", а всех вне водоворота как "чужих", если они воспринимают свои характерные (те, которые они сами считают характерными) черты либо неизменными во времени, либо непрерывно изменяющимися, при сохранении сути (опять-таки, "сути", выделяемой субъективно, в понятиях объединяющей их культуры), то мы называем таких людей народом, этносом.
И приписываем им общие - сквозные - черты.

На самом деле эти сквозные черты тоже условны. Если "подкрутить увеличение", мы обнаружим в этносе или народе множество кусочков (слоёв, групп), с довольно-таки разными и этническим темпераментом, и внутригрупповыми отношениями, и даже восприятием собственного "этноса". Пожалуй, единственно общим останется восприятие всех этих "кусочков" как "своей общности"; и ещё - останутся внешние "механические" (политические и экономические) связи.
Самый яркий пример - Индия с её населением, многорасовым, многокастовым и - фактически - многорелигиозным. Или - не столь яркий - пример Франции до Великой ихней Революции, когда, например, для значительной части населения Бретани французский был (в лучшем случае) вторым языком. Или - Российская империя, её "русская" составляющая, с совершенно различными по всему образу жизни "состояниями" (сословиями).

И судьба этих "устойчивых водоворотов", народов, этносов - поскольку всё, как известно, меняется - не описывается какой-то общей формулой. История НЕ развивается ни по спирали, ни по ещё какому "супер-закону" (кроме, может быть, Даймондовского "закона 500-т человек", превысив число которых (плюс-минус, конечно) "община" превращается в "вождество" - если ресурсов хватает). Хотя в частных случаях отдельных "водоворотов", в периоды их устойчивости, можно обнаружить какие-то элементы (квази)повторяемости.
(Это как с биологией или геологией: Земля у нас одна-единственная, и биосфера на ней одна-единственная. И каждая ситуация там уникальна. Но какие-то общие закономерности можно вывести - и для существования и "устройства" Земли вообще, и для развития биосферы - тоже; и много частных закономерностей тоже можно вывести. Но нельзя забыть, что в каждом частном случае эти закономерности будут проявляться "с походом").

Так вот, каждый "устойчивый водоворот" имеет своё устройство, и свою "историческую судьбу". В иных случаях, например, "кусочки", его составляющие, будут как-то интегрироваться, и сохранят свои связи, даже если ситуация переменится, и "кусочки" перемешаются. В иных - может, наоборот, начаться дезинтеграция - даже неожиданная для самого этого общества.
И факторы, в этих процессах задействованные, могут оказаться самыми неожиданными, и последствия проявления этих факторов - ещё более неожиданными.
Так, то, что - сперва в Средиземноморье, а потом по прилегающим странам Европы и Ближнего Востока - такой металл ограниченной (по своей мягкости) утилитарной применимости, как золото, стал сперва основным меновым эквивалентом стоимости, а где-то с раннего Средневековья начал восприниматься в Европе, как обладающий самостоятельной ценностью, даже супер-ценностью (не обменной), это - в общем-то, случайность. Но из-за этого - а также из-за ряда географических особенностей Западной Европы - золото стало "основой благосостояния", и частного, и государственного; а это уже имело последствия глобальные (хрен бы открытие Нового Света вызвало бы его завоевание, не поблазнись там "груды злата"; а что там эти "груды" оказались в натуре (что имело грандиозные последствия) - так это тоже случайность).
Или вот - пример неожиданных последствий:
Последние лет с тысячу в "цивилизованном" (и даже не очень) мире шёл процесс интеграций людей внутри "водоворотов" - образовывались "нации": испанская там, французская, русская, и так далее. В них усреднялись языки, обычаи, и даже самоощущение. Всё это сопровождалось (и подстёгивалось) ростом грамотности и экономической интеграцией (сперва - внутри "наций"). И к концу 19-го века считалось (и - казалось бы - совершенно обоснованно считалось), что эта интеграция будет продолжаться - вплоть до полной "мононационализации" человечества: один язык, одно самоощущение, хозяйственные связи, определяемые лишь вопросами эффективности, а не всякими там границами, и так далее. И к этому всё - логично - шло: рост экономики имел следствиями и перемешивание людей, и рост грамотности, и "перемешивание информации" - что, в свою очередь, подталкивало рост мировой экономики. Который рост - в свою очередь - подталкивал изменения во всех сферах жизни, отчего каждому человеку было уже просто удобнее быть способным общаться с каждым человеком, а не со своим "историческим окружением". И действительно, отдельные языки - языки самых развитых стран - ширились по Земле, вытесняя языки местные…
Но во второй половине 20-го века проявилась - и, в первую очередь, как раз в странах самых развитых, самых просвещённых - тенденция обратная. Как раз "всеобщее и полное просвещение" вызвало стремление к культурной дезинтеграции, воскрешению "исторических корней" - в том числе диалектов и даже языков! Кто мог это предвидеть?

Теперь ближе к делу:
Из изложенного следует, что если мы хотим проследить исторический путь какого-то "водоворота" (например, русского народа), то нужно проследить, в каком месте, почему, и из каких "струй" общего "потока человечества" он образовался. Проследить устройство этого "водоворота", и развитие его во времени, желательно - в самых разных аспектах. И из этого делать прогнозы.

0

4

Костя Новиков был родом из уральского городка Невьянска. Окончив с отличием десять классов, он приехал в Москву учиться на философа. К тому времени он прочел всего Канта, Аристотеля и Николая Кузанского, не говоря уже о Марксе-Энгельсе. А тех авторов, кого не было и быть не могло в городской библиотеке, ему охотно давал на прочтение сосед, священник здешнего прихода отец Ксенофонт, человек с академическим образованием, сосланный в глушь за строптивость и впадение в ересь экуменизма. Вступительные экзамены в МГУ Костя сдал, но на собеседовании на вопрос: «Какова, по-вашему, роль философской науки в борьбе с буржуазной идеологией?» – ответил: «Философия есть любовь к мудрости, борьба ей не к лицу. Если бы она занималась борьбой, то и называлась бы филомахией».
Не желая возвращаться с позором в родной город, он устроился дворником на место только что помершего татарина Гильметдинова.

А. Лазарчук, М. Успенский "Посмотри в глаза чудовищ"

0


Вы здесь » Форум "Д и л и ж а н с ъ" » Философский » Философия глазами писателей и ученых