Форум "Д и л и ж а н с ъ"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум "Д и л и ж а н с ъ" » Литературные беседы » Владимир Петрович Котов - поэт и воитель


Владимир Петрович Котов - поэт и воитель

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

http://s3.uploads.ru/t/00ORz.jpg

Давно, ох, давно хотелось мне написать небольшое эссе, посвященное этому советскому поэту, и вот, кажется, раскачался. Сразу замечу, моя цель — вовсе не позлословить-поерничать. Просто... как бы это сказать... "из песни слова не выкинешь", а такие литераторы, как писатели В.Кочетов, И.Шевцов, поэт В.Котов и иже с ними — тоже неотъемлимая часть нашей культуры, её советского периода. Один из, если можно так выразиться, полюсов. Кроме того, считаю упущением отсутствие в Сети "программной" поэмы В.Котова "Личное счастье", каковой пробел хочу заполнить.
Он прожил совсем недолго, всего 46 лет (1928-1975). О причине столь раннего ухода Сеть умалчивает, и этот факт, в совокупности с некоторыми моментами его творчества, позволяет предположить (только предположить!), что, возможно, дело было в некоторой чрезмерной увлеченности употреблением "народного напитка" или, говоря словами самого поэта, "влаги, чистой, как совесть".
Но — по порядку.
Окончив в 1950 году МГПИ (факультет русского языка и литературы), В.Котов посвятил себя поэзии. Специализировался в основном на лирике с таким... пролетарским уклоном. Но главное — он написал слова нескольких очень и очень популярных в народе песен, из которых первая, что вспоминается — знаменитый "Марш монтажников" из к/ф "Высота":

Нет, правда, без всякой иронии — по-моему, вот это:

Трепал нам кудри ветер высоты,
И целовали облака слегка.
На высоту такую, милая, ты
Уж не посмотришь свысока!

просто хорошо. Яркий, нешаблонный образ.
Были и ещё песни: «Почему, отчего, и не знаю сам…», «Всегда со мной» («То ли встречу, то ль не встречу») и другие. Хорошие песни. Очень лиричные и красивые.

Но к рубежу 60-70-х годов Владимир Петрович издал приказ о собственной мобилизации в ряды армии искусства, вооружился дубиной, кувалдой и кистенем, напихал за пазуху побольше камней, и, очертя голову, ринулся в бой. Страну спасать. Правда, литературно-образовательный багаж (всякая там теория стихосложения и пр.) в вещмешок не поместился, пришлось выбросить, ну да до того ли!

Что из этого вышло, лучше всего, пожалуй, поведала Галка Галкина.
Понимаю, что далеко не у всех это имя ассоциируется с чем-то конкретным, а потому два слова о ней.

Пра-пра-правнучка Козьмы Пруткова, в том смысле, что вымышленный (или, как теперь говорят, "виртуальный") сотрудник редакции журнала "Юность" 60-70-х годов, специализировавшаяся на ответах на самые одиозные (а, проще говоря, идиотские) письма читателей, на полемике и литературной критике. Ехидная такая была девушка, местами просто язва.
http://s9.uploads.ru/t/HKXgc.jpg
Итак, слово Галке Галкиной ("Юность" №8, 1972).

+1

2

Открытое письмо Галки Галкиной Владимиру Котову

   Здравствуйте, Владимир Котов!
   С большим творческим подъемом и вдохновением принялась я за это письмо. Дело в том, что в последнее время у меня, внештатного сотрудника отдела сатиры и юмора журнала «Юность», резко сократился объем работ в моем любимом жанре. То ли издательства стали разборчивее, то ли  критика повысила свои требования, но давно что-то не появлялись книжки, достойные моего внимания. Подзатихли перебранки между журналами. Уважительней и глубже стали редакционные статьи, оценивающие работы других изданий… Это, конечно, хорошо.
   Но мое перо, перо сатирика, ржавеет в бездействии. Я уже было решила отказаться от эпистолярного жанра и стала собираться в отпуск, как вдруг… Как вдруг приходит от читателей адресованная мне бандероль, и в ней два сборника Ваших стихов. И каких стихов! Как будто специально созданных для личной со мной переписки. Стоило мне прочесть подчеркнутые читателями строки, как мысли об отпуске сразу вылетели из головы. Я жадно схватилась за перо. Конечно, я и сейчас не до конца понимаю, как такое могло прийти в голову Вам, Владимир Котов, как могло не насторожить редактора, не потрясти корректоров и не вывести из строя почтенные печатные машины… Скольких людей Вам удалось ввести в заблуждение, прикрывшись высокими словами, которые стоят на обложках Ваших книг, скольких обойти, чтобы доставить удовольствие мне, скромному сатирику Галке Галкиной!
   И вот я к Вам пишу.
   Но каким же языком к Вам обращаться? Мне надо быть понятной не только читателю, но и Вам, Владимир Котов, а Вы, судя по прочитанным стихам, с литературным языком состоите в отношениях особых, своеобразных. Я бы сказала — натянутых:

Ах, Малеевка, многоалеевка,
что мне делать со сказкой вот этой?
…………………………………
…меня он насквозь всего видит ведь
…………………………………
Но жизнь по-своему учтет
и глянет вдруг из-за горы-то.

   Узнаете Ваши строчки? Ничего не скажешь, во всеоружии Вы встретили трудности ритма — старым испытанным приемом не очень, правда, умелых стихотворцев, которые все недостающие слоги в поэтической строке заменяют спасительным «уж», «вот», «ведь», «то» и т. д. Этот малый джентльменский набор я уж и впрямь хотела-то использовать в своем письме этом вот,  но решила отказаться от своей затеи, поскольку ведь… того этого… грамотных читателей вот у н а с-т о много, а п о э т-т о Котов, Вы уж у нас о д и н-т о.
   Откуда у Вас эта манера стихописания? Где Вы учились своему неповторимому стилю?

А жил не где-нибудь за рынком
У трех вокзалов рядом жил

   Ничего, что в этих строчках не все грамотно — Вы живете и «у» вокзала и «рядом» с ним сразу,— зато место поэта в жизни четко зафиксировано. Это уже кое-что. Ну, конечно, прописка пропиской, а читатель может все же усомниться в Вашей профессии, у него, чего доброго, назреет естественный вопрос, кто же Вы такой.
   Вы правильно делаете, что заявляете:

Я не чета отцам великим,
но все-таки сейчас скажу:
имею отношенье к книгам,
поскольку тоже их пишу.

   Теперь читателю стало предельно, до рези в глазах, ясно — Вы писатель. Но писатели разные бывают, и Вам кажется необходимым с абсолютной точностью определить свои занятия:

Мы стихи слагаем,
сволоту громим,
любим наших жен
хмельно и трезво…

   Вас, пожалуй, можно понять.
   Как явствует из стихов, эта самая «сволота» обступила Вас, и Вам, естественно, приходится от нее отплевываться, отбиваться, отругиваться, применяя при этом разные нехорошие, вероятно, почерпнутые по месту жительства — на рынке, то бишь… у трех вокзалов — слова: «зверье», «пещерье», «мурло», «откипь», «выкипь» и т. д. Иногда, правда, Вас не устраивает неконкретность, и Вам не терпится указать, как говорится, кто есть кто: кто «накипь», а кто «выкипь»; кто «зверье», кто «пещерье», а кто просто «ржа»… И чтобы неопытный читатель знал, на головы каких именно коллег по поэтическому цеху Ваша рассвирепевшая муза опускает свой кастет, Вы, так сказать, уточняете свои мишени, открываете секрет:

Деляга, спекулянт пера
торгует яро и нахально.
Жена повсюду с ним:
«Ура!
Мой Роба — это ж
гениально!»
Матерый обыватель, жмот,
за рубчиком гребущий рубчик.
А женка глаз не отведет,
«Ах, мой Андрюшенька,
голубчик!»

   Остроумно, тонко, Владимир Котов! Браво! Так их! Это им не на базаре, женам ихним, тут святая поэзия! И намек поняла.
   Вас, конечно, беспокоит: а вдруг для читателя неясно, кого Вы лупите по головам, вдруг перепутает… Поэтому Вы иногда усиливаете свой тонкий художественный прием — просто проставляете фамилию поэта, которому Вы особо завидуете, чуть изменив эту фамилию для благозвучия.
   Перстами, как говорится, легкими как сон, прикоснулись Вы, скажем, к фамилии… Но не будем помогать читающей публике, пусть и она поиграет в «Угадайку».
   Вот строки из поэмы под символическим названием «Признание в любви»:

…она кричала мне вослед:
«У Дерьмошенки денег много!
А ты?
Ну что ты за поэт!»
И кто теперь ей растолкует —
И что тут долго толковать! —
что он-то
Родиной торгует.
И нам прикажешь торговать?!

   Да, да, так и написано. И напечатали! Ошарашенный читатель, приславший мне эти Ваши так называемые стихи, растерянно восклицает: «Это же обыкновенное хулиганство, даже не литературное!» С такой формулировкой спорить не приходится, ибо, как сказал один поэт, «хулиганство есть озорное деяние, связанное с оскорблением личности…». Но Вам везет, Владимир Котов,— если на улице один человек, даже спьяна, оскорбит другого, то как минимум получит пятнадцать суток.
   А тут явное оскорбление личности — и ничего! Кроме разве гонорара от «Профиздата» и «Московского рабочего».
   Видя свою безнаказанность, видя, что Вам все сходит с рук и Вас никто не хватает за шиворот, Вы смело выходите на большую асфальтированную дорогу и нападаете уже не на отдельных индивидуумов, а на целые коллективы.
   Если насчет некоторых «прототипов» у Вас в стихах можно строить догадки, то тут Вы называете точные адреса.
   Передо мной стихотворение «Судят товарища Зет…». Судят его в далеком будущем. За мелкий проступок ему придумали суровую кару: приговорили к безделью, окружили его мещанским уютом «хапуг прошедших эпох», выдали ему «супер-стиляжью» одежду, заставили плясать твист и шейк…
   И в подкрепление «сурового» приговора Вы вкладываете в уста судьи «из будущего» такие слова:

Еще в наказанье его интеллекту —
ни книг, ни газет!
(Вот уж этим проймем!)
Оставить ему
в самых полных комплектах
«Америку» с «Юностью»
тех же времен.

   Значит, так: «хапуги», «стиляги», «твист и шейк», и в этом ряду «Юность»… Если в будущем преступников «в наказанье… интеллекту» будут присуждать к чтению «Юности», то чем же наградят людей добрых? Разумеется, стихами поэта Владимира Котова.
   И под звуки лютни, закатив глаза, они вынуждены будут напевать такие «шедевры» интимной лирики:

Из-под шелковых ресниц
Тихо песня льется…

Ведь он мужчина
а они
подчас в борьбе своей бедовой
свои взлохмаченные (?) дни
под (?) женский шелк (?)
склонить готовы.

   Рискованная ситуация: «взлохмаченные дни», склоняющиеся «под женский шелк»…
   Но скорее вернемся из Вашего будущего в наше настоящее. Тут Вы нас опять подстерегаете с кастетом:

…Как сладко
поднять бокал,
с другом
поднять бокал
влаги,
чистой, как совесть!

Ведь главное —
не сдаваться,
самим собой
оставаться!
И всегда
наступать и драться!..

   По-моему, впервые чистота человеческой совести поверяется чистотой сорокаградусной влаги. Но тут уж бог с Вами, это дело вкуса, бывают привычки, от которых трудно избавиться. Однако, что касается Вашей мечты «всегда наступать и драться», тут я Вам, несмотря на Ваш, увы, возраст и Ваш, увы, апломб, дала бы все же совет: подумайте.
   Попробуйте как-нибудь на досуге.
   Обычно, когда хулиган затевает драку, его истинные друзья берут его за руки, уводят подальше от глаз людских, дают проспаться и прийти в себя. Ваши друзья из издательств, покровительствующие Вам, не захотели этого сделать.
Они размножили Вашу привокзально-рыночную брань немалым тиражом… Тут уж ничего не поделаешь: слово не воробей, вылетит — не поймаешь.
   Однако, как очень уместно заметили Вы в одном из своих трезвых стихотворений:

Любое можно обуздать!
Лишь не проспать!
Не опоздать!..

   Вот под этими трезвыми Вашими словами и я готова подписаться.

ГАЛКА ГАЛКИНА

Отредактировано Vladimir_S (22.05.2016 17:42:58)

0

3

Ну а теперь, как и обещал, выкладываю основной, можно сказать, программный труд Владимира Петровича — поэму "Личное счастье". Впервые она была опубликована в журнале "Огонёк" (ещё том, софроновском), и, будучи вырванной оттуда и наклеенной на фанерку, висит у меня в комнате на стене над кроватью. Вот как хотите, а есть в ней какое-то совершенство. Как-то решил было снять — нет, чего-то не хватает, дискомфортно что ли.

Отредактировано Vladimir_S (17.05.2016 19:29:41)

0

4

__________________________________
            Владимир Котов

            ЛИЧНОЕ СЧАСТЬЕ

   ПРИВЕТ ТЕБЕ, ДРУГ И ТОВАРИЩ!

Бег современности неумолим
встает
тот, кто раньше рабом был;
и факт,
          что не нам,
                           не Советам,
                                             а им —
миллиардерам, мешкам золотым —
нужно,
          чтоб падали
                            бомбы.
Шаг капитала кровав и тяжел,
гибнут
          под бомбами
                                дети...
Частная собственность —
                                           корень всех зол,
корень всех войн на планете.
И еще —
                вышли боком,
                                       не удались
авантюры, бои, провокации, —
и последняя ставка:
                                 капитализм
перессорить желает
                                все нации.
И потому-то
в натуге сопя,
бросает Его Препохабие
сионизм
             и расизм
                             на защиту себя
и все прочее
                     препоганое.
Но я знаю:
                он зреет,
                               девятый вал
истории,
             к свету стремящейся,
я славлю
              Интернационал —
союз боевой всех трудящихся!
И пусть на меня
                          ты совсем не похож,
по-своему
                 кашу ты варишь,
но если ты рядом
                            под знамя встаешь,
привет тебе, друг и товарищ!
Судим мы, нет, не по цвету волос,
не по языку,
                    не по коже;
мне надо,
               чтоб сердце
                                  к тому же рвалось,
чтоб в главном
                         мы были похожи!
А если,
           загаженный целью иной,
крадешься кривою тропою,
то будь ты хоть кто,
хоть брат мой родной,
мы встретимся в схватке с тобою!
Советский Союз наш, рожденный в бою!
О, сколько же
                       бедами
                                  битвами
силу твою,
                 крепость твою
наши враги испытывали!
И снова мечтают тебя расколоть,
атаки ведя "утонченные",
но дружба народов
                               есть наша плоть,
единою кровью
                         скрепленная.
Я знаю,
           грядет он, девятый вал,
отряхнет планету
                           от нечисти.
Я славлю
              Интернационал,
ленинское человечество!
Быть может, поэзия эта груба,
но ты,
        о которой грезил я,
за счастье трудящихся мира
                                              борьба,
ты высшая наша поэзия!

    ЧТО ТАКОЕ ЛИЧНОЕ СЧАСТЬЕ?

                   I

Что такое личное счастье?
Раскрутился
                   из почки
                                   листок
и соседям пропел с юной страстью:
"Ах, как жизнь хороша! Восторг!"
Он еще молодой был, зеленый,
был пока еще вежлив и тих.
Видел:
          листьев вокруг миллионы,
надо жить и расти среди них...
Время шло,
время яростно мчало,
и услышали листья, дивясь:
— Солнца мало мне,
влаги мне мало!
Мало места мне среди вас!..
Завертелся листок наш на ветке,
всех старался собой заслонить:
— Я листок ч-ч-чрезвычайно редкий!
И со мной вам себя не сравнить!
Я достоин иного. Смекайте!..
Вашей массою я удручен.
Как умен я!
И как элегантен!
Как я выточен и утончен!
Чтоб меня не затерли, беднягу,
чтоб жиреть мне и днем и в ночи,
пусть земля
                  мне отдаст всю влагу,
и пусть солнце
                        отдаст все лучи!
А для вас — небольшая потеря.
Прозябать вам в своей судьбе!
Ничего не отдам я и дереву!
Я свободен.
                  Я сам по себе!
Так
     собою
              листок занимался.
Так
     над всеми себя поднимал...
Довертелся.
                  И оторвался!
Полетел...
                Пожелтел...
                                    И пропал!
Что ж такое личное счастье?

                   II

"Что такое личное счастье? —
лист зеленый
                     другой
                                рассуждал. —
Для чего принимать мне участье
в жизни дерева?
Я ведь так мал!
И какими бы дни ни казались,
спрячусь дальше, покой свой храня!
Чтоб дожди ко мне не прикасались,
чтоб ветра не трепали меня...
Ну, а ствол пусть хоть сохнет,
                                                 хоть мокнет,
не хочу в суете я тощать!
А гроза налетит,
                         ну и бог с ней,
я не буду
              других защищать..."
Вот ударила буря жестоко,
рухнул ствол,
и беда пришла...
И погиб наш листок,
                                  листочек...
Ну, а что он один
                            без ствола?
Это сказ о единстве,
о верности
и о том, как беречь нам свое.
Вы мне скажете:
                          мысль на поверхности,
ну, а я и не прятал ее!
Что ж такое
                   личное счастье?

                  III

Нет! не будет
                      ни влаги, ни тени
без волшебной, могучей листвы!
Тимирязева "Жизнь растений"
я надеюсь, читали вы?
Не надет еще бурям намордник,
но тугая листва не слаба...
Каждый лист —
                          это честный работник
И поэзия!
                 И борьба!
В каждом
               маленький воин кроется,
каждый лист
                     выпить солнце готов,
превращая его в сокровища
величавых, могучих лесов.
В дни погожие и непогожие
на посту он встречает рассвет...
Ну, конечно,
                      есть листья похожие,
только двух одинаковых
                                         нет.
До того,
             как он станет золотцем,
и падет,
            и растает во мгле, —
каждый лист —
                          это связь
                                       Земли
                                                с Солнцем,
это песня
               и Жизнь
                            на Земле!
Что ж такое личное счастье?..

          КОММУНИСТЫ ЖИЗНЬЮ СИЛЬНЫ

Дорвавшаяся,
                      озверевшая,
тени всех гитлеров радуя,
вот опять
              коммунистов вешает
буржуазная
                  "демократия".
Мало
         побоищ
                      намешано,
мало
        сокровищ
                        награблено,
вот опять
               патриотов вешает
буржуазная
                  "демократия"...
Ко всем кандалам и бедствиям
визг
       "устрашающей мести":
под ухмылки
                     "суда и следствия"
расправа
              гремит на месте.
Капитал
             не играет,
                            не тешится,
за добычей по свету труся,
он вон  т а к
                     за свободу
                                     держится —
за свободу
                душить
                           все и вся!
Под какой бы ни лез
                                  редакцией
в новорожденный дом
                                     старый мир,
так
     всегда будет там,
                                 где реакция
победит,
              ну хотя бы на миг...
В тяжких схватках
                              победу
                                         народы
добывают нелегкой ценой.
Коммунисты
                     и патриоты
вместо павших
                         встают
                                    стеной.
Смерть поправ,
                        коммунисты
                                            все выстоят
ради счастья
                    земли
                            и страны!
Жизнь сегодня
                        сильна
                                  коммунистами,
коммунисты
                    жизнью
                                 сильны!

           КАК ПОДОБАЕТ БОЙЦУ

С давних времен это было известно —
мудрость сию береги! —
все, как положено быть,
все на месте,
если
       ругают
                 враги.
Что там неясного в этих"сюрпризах"?!
Враг на врага похож!
Ярость врага — замечательный признак
того, что ты верно живешь!
Но если твой недруг
                                 что-то замялся
и вдруг похвалил —
                                 примечай! —
где оступился, смотри,
                                      где ты сдался,
где подыграл невзначай?..
Если ж и сам ты приник
                                       к медословью,
знай:
       нет двух логик в борьбе.
Понравиться хочешь врагу?
                                             Новой кровью
твой флирт отольется тебе!
Это давно доказала история,
не повторяться пора!
Игра в поддавки —
                                нет, не мудрость! —
                                                                И стоила
каждому, кто затевал ее
                                       стоила
дорого
          эта игра!
Ругань, конечно, не высшая радость.
С нею не ходят к венцу.
Но ругань врага
                           ты носи
                                        как награду.
Как подобает бойцу!

                 * * *

Небо ночное в задумчивой вечности,
но не пуста высота!
— Вглядись, —
                           эта вечность
                                               полна
                                                        человечности, —
так мне шепнула звезда.
Правда иль нет —
                              догадаться не просто мне,
но мысль вдруг кольнула иглой:
светлые души
                      становятся
                                       звездами,
темные —
                 черною мглой.
Пусть растворяют их
                                  в утренней роздыми
сутки своею игрой, —
светлые души
                       становятся
                                        звездами,
темные —
                черною мглой.
Светлые души
                       становятся
                                        звездами!

Отредактировано Vladimir_S (02.12.2016 20:44:27)

+1

5

Галку Галкину вспомнил. Как давно это было, и КАК мы тогда взахлеб читали! Оооо! ))

+1

6

Даже я Галку Галкину помню, хотя читала её уже намного позже 60-х. ("Даже" написала не из-за своего "юного возраста", а из-за своей "незамутнённой памяти")  :D  )
Саша, а сколько журналов и газет мы выписывали! А как "боролись" за право подписаться на лимитированные издания "Юности", "Вокруг света", "Комсомолки".
Владимир, спасибо за интересный рассказ о неоднозначном талантливом человеке.

Отредактировано Nauras (20.05.2016 06:36:09)

0

7

Nauras написал(а):

Даже я Галку Галкину помню, хотя читала её уже намного позже 60-х. ("Даже" написала не из-за своего "юного возраста", а из-за своей "незамутнённой памяти")

В детстве всегда начинала "Юность" с конца читать - прямо у почтового ящика, ужас, "сколько лет тому назад"  http://www.kolobok.us/smiles/standart/smile3.gif ...

+1

8

Adja написал(а):

В детстве всегда начинала "Юность" с конца читать - прямо у почтового ящика, ужас, "сколько лет тому назад"   ...

Та же самая картина - покупала журнал и с "Зеленого портфеля" начиналась читка. А там и Горин, и Жванецкий, и Задорнов, и Иванов... и, конечно, Галка Галкина.

+1


Вы здесь » Форум "Д и л и ж а н с ъ" » Литературные беседы » Владимир Петрович Котов - поэт и воитель