Инклер написал(а):-- Ничего не поделаешь,-- серьезно ответил Швейк.-- Меня за идиотизм освободили от военной службы. Особой комиссией я официально признан идиотом. Я -- официальный идиот.
ТАРАНТОГА. Как они действуют?
ДИРЕКТОР. Отрицательно, то есть уменьшают разумность! После включения за одну минуту человек превращается в абсолютного кретина! Божественное ощущение!
ТАРАНТОГА. Вы, наверно, шутите?
ДИРЕКТОР. Что вы! Это общая мечта – хоть на часок, вечерком, после ужина.
ТАРАНТОГА. Стать идиотом?! Невероятно! Кто захочет стать идиотом?!
ДИРЕКТОР. Как кто? Каждый! Неужели вы не понимаете, сколь прекрасен мир кретина?
ТАРАНТОГА. Что вы говорите? Но это убожество духа...
ДИРЕКТОР. Тоже мне! Какое убожество? По-вашему, кретин убог духом? Вы глубоко заблуждаетесь. Его душа – райские кущи, и за вход в эти кущи не платишь и гроша! Человек интеллигентный сначала намучается вдоволь, прежде чем найдет книгу, удовлетворяющую его, искусство, отвечающее его запросам, женщину, душа и тело которой находятся на требуемой им высоте. А кретин неразборчив, кретину все едино, лишь бы оно взволновало океан его воображения! Поэтому идиот всегда и всем доволен! Интеллигенту только бы улучшать, переделывать, исправлять, и то ему не так, и это плохо, а кретин доволен!
ТАРАНТОГА. Но ведь цивилизацию создал разум!
ДИРЕКТОР. А это вы откуда взяли? Простите, кто начал создавать цивилизацию? Пещерный человек! Вы думаете, он был разумен? Что вы! Он-то и был идиотом, он не отдавал себе отчета в том, что творил! Цивилизацию зачинали именно идиоты, а разумные люди теперь возятся с последствиями, ломают себе головы, мучаются, как вот я за этим столом! А, кроме того... как скучны все эти модернистские повести, все эти антипьесы, антифильмы, но что делать, скучай не скучай, разум обязывает! Но... вечером, после работы, я надеваю себе такой малюсенький отрицательный протезик – вот он тут, в ящике, – и напеваю идиотские песенки о ручейке на лужайке, о том, что сердце мое разбито... и плачу, и всхлипываю, и так мне хорошо... И ничего не стыжусь...
Станислав Лем, "Путешествие профессора Тарантоги"